Вокруг летнего отдыха
Круглый стол, посвященный особенностям летнего отдыха нынешнего сезона, состоялся в издательском доме "Шанс". Актуальность темы была подтверждена простым фактом конференц-зал был полон.
Открывая круглый стол, директор по развитию холдинга "Загородный отдых" Александр Пудиков сообщил, что на данный момент 23% отдыхающих могут позволить себе поездку за рубеж. Можно предположить, что часть наших сограждан отменит летний отдых вовсе или заменит его поездками на дачи, но большая часть из оставшихся 77% выберет внутренний туризм. Несмотря на экономическую ситуацию, потребность в отдыхе отменить или отложить довольно сложно - иначе падает работоспособность, стрессоустойчивость, иммунитет. Очень важен вопрос летнего отдыха для семей с детьми. Таким образом, можно говорить о повышении спроса на отдых в России в целом и Ленобласти в частности.
Говоря о новых условиях работы, руководитель информационного центра "Юность" Ольга Васильева отмечает, что уровень продаж сравним с уровнем 2006 года, разве что с небольшим опережением. Докладчик приводит пример из практики центра "Юность": практически принято решение отказаться от объектов, которые образно можно сравнить с "чемоданом без ручки" - нести тяжело, бросить жалко. Применительно к продажам туров, логично отказаться от объектов, путевки на которые продаются "со скрипом". Сейчас востребованы недорогие пакетные предложения, а спрос на экзотику несколько снижается.
Ольга Васильева также отмечает важность акций вроде предоставления дополнительных бесплатных (или со значительной скидкой) дней пребывания. Этот ход хорошо воспринимается туристами; многие из них ждут спецпредложений, и наличие таковых оказывается решающим фактором в выборе и покупке тура.
Данные по содержанию туров приводит исполнительный директор турфирмы "Загородный отдых" Елена Володичева. Если цель клиента - сменить обстановку, то в большинстве случаев он выбирает Ленобласть. В этом случае зачастую требуется недорогой тур и "поближе к воде". Популярностью пользуются и короткие путевки на выходные дни, и на несколько дней, и на месяц, и на несколько недель.
Далее, отмечает Елена Володичева, хорошо привлекают клиентов турбазы "с гибкой политикой", сумевшие сориентироваться и составить спецпредложения: например, включающие бесплатное участие в мероприятиях активного отдыха, питание. Растет количество баз, предлагающих различные по стоимости варианты проживания, рассчитанных на самый разный бюджет туристов.
Стабилен спрос на рыболовные базы Ленобласти и Карелии. Повысилось количество заявок на туры южного направления: Селигер, Валдай.
В то же время снижается общий спрос на туры корпоративного отдыха (и это предсказуемо - фирмы экономят). В содержании корпоративов клиент запрашивает простые бюджетные сценарии. Падает спрос на речные круизы и так называемые милитари-туры (военные игры). Падение спроса в этих двух сегментах объясняется объективной дороговизной туров.
Отдельный вопрос _ загрузка летом горнолыжных курортов. Эту тему подробно осветили директор курорта "Красное Озеро" Виктор Тимаков и директор по маркетингу и продажам курорта "Игора" Анастасия Михальченко.
Виктор Тимаков обратил внимание присутствующих, что вопрос загрузки горнолыжных курортов летом актуален во всем мире. Курортам в это время труднее заработать, чем базам отдыха: здесь большая территория, больше персонала, шире инфраструктура. Тем не менее перспективы зарабатывать летом, а не выживать, есть. В частности, на "Красном Озере" внимание уделяют водным видам активного отдыха, организации корпоративов. Работает канатно-кресельная дорога - она доставляет отдыхающих на пляж.
Анастасия Михальченко говорит, что на "Игоре" не отмечают оттока посетителей-индивидуалов, а вот количество корпоративов снизилось (на этот же факт указывал и Виктор Тимаков). Частным гостям "Игора" предлагает посетить SPA и рестораны, бассейны, позагорать на пляже возле водоема. В ненастную погоду можно купаться в бассейнах с подогревом. Работает подъемник, с которого открываются красивые пейзажи. По субботам на "Игоре" проходят местные праздники. Например, здесь отмечали День Нептуна, проводили гавайскую вечеринку. Вниманию посетителей с детьми - детская анимация, спектакли.
Анастасия Михальченко сообщает, что снижение цены - не решение для "Игоры". Так, на предложении "Лайф" снижена стоимость, в это спецпредложение не входит завтрак и посещение бассейна. Однако существенного притока посетителей, привлеченных этим тарифом, на данный момент не отмечается. Для посетителей со средним и высоким доходом снижение цены не оказывает решающего влияния - очевидно, они выбирают в первую очередь место отдыха, "куда" поехать, а во вторую очередь - "когда и за какую цену".
Выводы Анастасии Михальченко нашли подтверждение в выступлении управляющего загородным клубом "Дача" Ольги Ивакиной. Постоянные посетители "Дачи" "всё равно приедут", однако внимательно следят за акциями и скидками. Решив для себя вопрос "куда", клиенты выбирают "когда", знакомясь со спецпредложениями.
Ольга Ивакина затронула также вопрос рекламы. Докладчик отметила, что расценки на размещение рекламы высоки, однако удачным выходом может стать сотрудничество по бартеру.
Размещению рекламы большое внимание в своем выступлении уделила и владелец Торгового дома Соколовых Татьяна Соколова. По мнению докладчика, отсутствует реклама турбаз и рыболовных баз там, где эти сведения востребованы: в магазинах рыболовных принадлежностей (доходит до того, что покупатели пытаются получить информацию у продавца), на рыболовно-охотничьих выставках, в специализированных изданиях. Татьяна Соколова, указывая на личный опыт посещения многих стран мира, отмечает, что расценки российских рыболовных баз высоки и далеко не всегда поддерживаются соответствующим сервисом.
Очевидно, создавшаяся экономическая ситуация выявляет допущенные ошибки (как в формировании содержания и цен туров, так и маркетинговых ходов), но одновременно дает мощный стимул к их быстрому исправлению. И развитие турфирм как коммерчески успешных организаций, и развитие внутреннего туризма России должны продолжаться, а не замереть на несколько лет.
Стали известны сроки проведения очередной, Девятой выставки-ярмарки "Загородный отдых": мероприятие состоится 7-8 ноября в конгресс-холле "Московский" (гостиница "Холидей Инн", Московский пр., 97А). Как сообщает главный редактор журнала "Загородный отдых" Юлия Лытаева, данная площадка - самая современная на сегодняшний день. В конгресс-холле есть все условия: посетителям будет легко добраться до выставки (недалеко расположена станция метро "Московские ворота"), а участники получат широкие возможности для презентаций, обмена информацией, установления деловых контактов, и, разумеется - работы с клиентами, реальными и потенциальными покупателями туров. Планируется, что будет действовать независимый консультационный центр по вопросам отдыха. И приятный сюрприз для посетителей - розыгрыш призов!
Юлия Лытаева обращает внимание, что в предыдущем зимнем сезоне не все фирмы оказались готовы к спаду спроса на зимние туры. В результате - в декабре еще оставались нераспроданные новогодние туры, и это оказалось весьма неожиданным, так как несколько лет до этого туры "улетали" в сентябре. Юлия Лытаева не исключает повторения ситуации и в грядущем зимнем сезоне. Таким образом, ноябрьская выставка-ярмарка может помочь турфирмам продать и зимние туры.