Прогноз на 2010 год по российскому Черноморью
Кризис окажет своё влияние на туристический сезон 2010, считает гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Те новые тенденции, которые появились и оказали своё негативное влияние на сегмент внутреннего туризма, ослабнут, но не пропадут насовсем.
- Какая тенденция, по Вашему мнению, была самой яркой этим летом? Как и какое влияние она окажет на лето 2010 года?
- Одной из самых ярких тенденций этого сезона стало снижение спроса на туруслуги на 25-30%. И я считаю, что в следующем году эта тенденция сохранится. Однако падение не составит 30%, как в этом году, а, вероятнее всего, будет около 15-20%.
Поездки этого сезона финансировались туристами из накоплений и «заначек» прошлых лет, в следующем, 2010 году, этих накоплений не будет, следовательно, спрос упадет еще дальше. Кроме того, тревожные ожидания, неуверенность в завтрашнем дне, заставят туристов поберечь имеющиеся деньги «на черный день».
Впрочем, возможен и оптимистичный сценарий: череда побед в американской, российской и мировой экономике, рост ВВП, рост доходов населения и рост туристического потока. В такое развитие событий верится с трудом.
- По какому сценарию будут изменяться цены на отели в следующем сезоне? Как Вы считаете, будут ли хотельеры впредь менее инертными по отношению к туристическому рынку?
- В этом году меньшая часть хотельеров отреагировала на предстоящий спад и снизила или зафиксировала цены на уровне прошлого года. Большая часть повысила цены по инерции, так как они делали всегда в прежние годы. Но продавать по этим ценам оказалось невозможно, цены пошли вниз уже в апреле, а к июлю большинство здравниц снизили цены, если не в целом по сезону, то на какие-то горящие периоды, которые очевидно затянулись до конца лета. В конечном итоге расценки стали идентичны прошлогодним, а местами даже ниже. Однако, по моему мнению, этот опыт ещё не научил хотельеров снижать цены заблаговременно. Вероятнее всего, в следующем году сценарий повторится: осторожный рост цен на входе в сезон, а потом снижение в зависимости от спроса. Главная беда в том, что это происходит крайне медленно. Объяснить это можно тем, что многие директора здравниц работали в течение последних 10 лет в условиях постоянного роста рынка. И сейчас для них это совсем не типовая ситуация, когда они просто не знают, как действовать. Тут требуется определенное мужество. У многих в сознании существует психологический барьер, как вообще можно снижать цены на август . Август всегда и везде продавался на 101%- это аксиома нашего рынка.
Хотя реалистов среди хотельеров стало больше, я думаю, что рост цен продолжится в следующем году и только падение спроса сможет их скорректировать.
- Как Вы считаете, коснутся ли итоги этого летнего сезона по российскому Черноморью участников рынка, туроператоров и турагентов? И как это отразится в следующем году?
- Здесь стоит выделить ещё одну тенденцию – это снижение доходности операторов за счёт увеличения агентского вознаграждения. Хочу подчеркнуть, что я не жалуюсь на агентов, а констатирую факт. Так, например, один крупный туроператоров, работающий на направлении, ввёл 15% вознаграждение на весь летний сезон для своих агентов. Однако у нас базовое вознаграждение составляет 10% и 11-12% для лучших агентов. Соответственно многие из участников рынка видимо перешли к этому оператору, так как и им нужно зарабатывать и выживать. У многих наших коллег размер выплат агенту вырос до 12-14% и за 10% уже никто не соглашается работать. Поэтому в следующем году мы ожидаем продолжение роста фактической комиссии для турагентств в сторону 15-17%. Это означает убыточность для многих операторов и дестабилизацию рынка в целом.
Вероятно, стартовая комиссия следующего летнего сезона составит 12-13%, а лучшие агенты будут получать 16-17%. Очевидно, что это приведет либо к росту операторских цен, либо к банкротству туроператоров. Не исключаю, что некоторые операторы станут агентами. Все эти тенденции работают «в минус» для следующего летнего сезона, положительных тенденций я пока не вижу.
- На направлении было отмечено увеличение количества туристов, которые предпочли отказаться от услуг операторов и агентов, то есть поехали отдыхать «дикарём». Как такое явление отразилось на коньюктуре рынка?
- Да, действительно этим летом на направлении произошло перераспределение туристов в каналах продаж. Туристы реже пользуются услугами турагентов и туроператоров и бронируют отель напрямую. Соответственно, падение потока в отелях зачастую оказалось меньше, чем у туроператоров. Такие примеры есть и по Крыму и по Краснодарскому краю, где отели нарастили долю частных продаж в разы. Видимо туристы этим летом решили отказаться от услуг туристических «посредников» с целью сэкономить. Операторы могут долго убеждать туриста, что продают по ценам стойки или ниже, но турист верит, что сможет купить дешевле и разубедить его невозможно. Это вопрос веры.
Например, одна из сочинских компаний прислала предложение на август в санаторий «Нева» со скидкой в 55% от стойки, то есть сэкономить можно было чуть более, чем в половину. Даже в этом случае турист вряд ли поверит, что это минимальная цена.
Кроме того, многим туристам (особенно если они приехали на автомобиле) нравится выбор отеля на месте: можно посмотреть все своими глазами, «пощупать», поторговаться. Это тоже часть курортной жизни.
Таким образом туроператоры внутреннего туризма получили «двойной» спад: падение рынка и уход туристов в отели.
- Что же делать операторам в этой кризисной ситуации?
- Один из моих коллег с грустью сказал о нынешних временах: «Выиграть нельзя, остаться при своих тоже нельзя, нельзя даже выйти из игры!» На мой взгляд работать можно, если очень реалистично подойти к ситуации. Не надеяться на скорое оживление. Понимать, что падение спроса не остановить и работать с оставшимися на рынке туристами.Если нужно, уменьшать размер компании в два раза, снижать издержки, менять турпродукт, продавать все, что «шевелится». Вместе с хотельерами искать возможности для снижения цены. Отложить дорогостоящие маркетинговые ходы до лучших времен- пока они не работают. Свернуть все «проекты» и инвестиционные планы.
Если коротко - нет проблем, есть только неприятные решения!