Горные лыжи побеждают кризис
Как выяснилось, самый достойный ответ нынешний экономической ситуации дали любители активного зимнего отдыха: горнолыжный сектор туристического рынка не испытывает недостатка в клиентах. Держится направление, с одной стороны, на страстных поклонниках катания с гор, которых ничто не остановит на пути к счастью, а с другой - на обеспеченных людях, пока еще не ощутивших влияния кризиса.
Поступающие с европейских курортов погодные сводки добавляют оптимизма и туристам, и турменеджерам. На склоны французских Валь д'Изер и Тинь выпало рекордное с 1981 года количество снега. Состояние трасс Австрии, Швейцарии и Андорры характеризуется от благоприятного до отличного. В итальянской Червинии толщина снежного покрова превышает 3 метра, на болгарском Банско - около 50 см.
Мы попросили главных игроков направления подтвердить или опровергнуть наш вывод. Предоставляем им слово (в алфавитном порядке).
VKO Group, директор по развитию операторских компаний туристического холдинга Андрей Шмельков: «Антикризисная программа, разработанная нашими маркетологами, позволила с максимально возможным эффектом использовать в декабре отложенный спрос на Андорру, Австрию, Болгарию, Францию. Мы выделили актуальный, имеющий спрос продукт в необходимом ценовом диапазоне, и продажи не заставили себя ждать. Принятые меры позволили нивелировать отрицательное воздействие новых экономических условий, по сравнению с прошлым годом объем продаж VKO сократился не более чем на 10%. Агентства, сотрудничающие с VKO, работают в хорошем рабочем режиме, что позволяет планировать достаточные объемы продаж и после традиционного новогоднего каникулярного всплеска.
Средняя глубина продаж в настоящий момент - месяц. Однако у нас есть брони и на более поздние даты, включая март. Хорошая глубина отмечается по Франции, Италии, Австрии, и есть тенденция к ее увеличению. Мы намеренно проводим политику предугадывания, так как именно сейчас оператору необходимо учитывать абсолютно все нюансы в работе, своевременно реагируя на рыночные изменения.
Как показывает практика, наиболее популярны у туристов вторая и третья декады января. Новогодние туры успешно распродаются, спрос на январь соответствует предложению, что дает возможность полагать удачным и последующие периоды. Горнолыжники - это особая группа туристов. Это - каста. Им важно качество отдыха в первую очередь. Поэтому на горнолыжных направлениях смены тенденций мы не наблюдаем - именно надежность и качество сейчас востребовано как никогда, а это наш конек».
«Джет Тревел», заместитель генерального директора Максим Приставко: «Сейчас мы можем констатировать, что рост продаж по всем нашим горнолыжным направлениям составляет до 15%, самый большой плюс по Австрии - 30%.
Хорошо продается Россия - спрос по сравнению с прошлым годом вырос в три раза. Повлияла, в частности, наша более активная работа по раскрутке этого направления. Замечу, что с перераспределением потоков это никак не связано. Средняя цена по Приэльбрусью около 15 тыс. рублей.
Планы на этот год были, конечно, более радужными. Учитывая, что ежегодно наш собственный горнолыжный турпоток растет примерно на 30%, хотели его увеличить еще больше. Тем более что уровень цен вырос незначительно - на 5-10%, главным образом, за счет естественных процессов увеличения стоимости составляющих турпакета.
И поначалу все к тому и шло: в конце сентября нам удалось увеличить продажи на 82%. Потом, правда, кризисные явления, опрокинули в нашу бочку меда огромную ложку дегтя. Но сохранилась глубина продаж, сегодня у нас бронируют март.
Хотя парочку тенденций хочу отметить особо: туристы меньше стали выбирать новогодние туры, чаще едут на посленовогодние даты и - предпочитают менее дорогие туры.
Мы стараемся нарочито не снижать цены, это негативно отражается на рынке. Наша задача состоит не в том, чтобы отправить на горнолыжный курорт как можно больше туристов, а заработать, ведь мы не в соцсоревновании участвуем, а бизнесом занимаемся. И потом - снижение цен, с нашей точки зрения, это обманка для потребителей.
Купив дешевый тур, клиент на самом курорте потратит больше, чем он заплатил за него здесь. Ведь и ski-passe, и рестораны, и какие-то сопутствующие услуги стоят дорого.
Я уверен, что от кризиса менее всего пострадает именно горнолыжный турпродукт. Любители этого вида отдыха последнюю рубашку с себя снимут, но на лыжах кататься поедут».
Pac Group, PR-директор компании Мария Малышева: «Ситуация по продаже горнолыжных программ в Швеции и Норвегии складывалась непросто. Но по Швеции мы смогли выполнить прошлогодний объем, а по Норвегии даже увеличили продажи на 20%.
Что касается, в частности, спроса на новый для нашего рынка шведский курорт Сэлен, то мы в этом сезоне отправляли туда только индивидуалов. Известность его у россиян еще невелика, но, думаю, у курорта хорошие перспективы.
А вообще, то интерес к программам по Скандинавии достаточно стабильный. Например, экскурсионная программа «В гости к шведскому Деду Морозу - Томтэ» была закрыта еще в середине октября.
Продажи альпийских стран стабильны. Этот год вновь показал, что спрос на горнолыжные программы меньше подвержен кризису. С другой стороны, мы видим перераспределения спроса с высоких дат Нового года и каникул на основной сезон. В отличие от докризисного периода в сегменте горных лыж не наблюдается ажиотажного спроса на новогодние туры. Но снижение спроса в праздничные периоды компенсируется увеличением продаж на конец января, февраля и март.
По-прежнему, популярны Италия, Австрия, Франция и Швейцария. Безусловно, нам пришлось тщательнее прорабатывать полетные планы на сезон, в результате рост на горнолыжных направлениях будет 10-15%, вместо ожидаемых 30-35%.
Мы не являемся приверженцами демпинга, скорее, мы за то, чтобы агенты имели возможность зарабатывать и за счет этого развиваться. Поэтому предлагаем партнерам целый ряд мер, направленных на поддержку, в частности, с 21 ноября расчеты с агентствами осуществляются по внутреннему курсу, равному курсу ЦБ РФ».