Их нравы, флешка и иллюминатор
Как в чужой стране сделать хорошие фотоснимки, не вызвав недовольства местных жителей? Какие объекты запрещено фотографировать? Как снимать из автобуса? Неужели может получиться потрясающий кадр через иллюминатор самолета? Что делать, чтобы флешки хватило на все путешествие? Хотите получить ответы на эти и другие вопросы? Читайте продолжение?
Люди
Во многих странах, особенно мусульманских, люди неохотно фотографируются, так как считают, что каждая фотография отнимает у них кусочек души. Как обойти это препятствие и сделать хорошие фотоснимки, не вызвав при этом недовольства местных жителей? На мой взгляд, в первую очередь нужно спросить себя, а так ли нужен именно этот "проблемный кадр"? Одно дело, если фоторепортер ради редкой фотографии готов на все, и совсем другое, если обычный турист по незнанию попадет в неприятную ситуацию, пытаясь сделать необычный кадр. Возможно, что чуть позже, когда эмоции уже улягутся, вы и сами поймете, что зря шли на возможный конфликт, так как сделанная с таким трудом фотография не вызывает никакого интереса у зрителей. Но если решили, что снимать необходимо, могу посоветовать несколько способов.
Первый способ - это съемка из толпы, не привлекая к себе внимания. Так, к примеру, я снимал в Марокко, в городе Марракеш на восточном базаре. Идя с туристической группой, я глазами искал интересные жанровые сценки, при этом фотоаппарат был в режиме ручного фокуса (наведен на 3 метра, что соответствовало так называемому гиперфокальному расстоянию, то есть резко выходили все предметы от 2 м до бесконечности) и висел у меня на шее. Как только я видел что-нибудь интересное, моментально подносил его к глазам, делал кадр и так же моментально опускал его вниз, отворачиваясь в это же время в другую сторону.
Второй способ, который можно применить, когда вы идете даже в одиночку. Фотоаппарат опять же на ручном фокусе, объектив (или положение зума) широкоугольное, то есть охватывающее максимальное пространство. Съемка производится, не поднимая аппарата к глазам, с уровня пояса. Если заранее потренироваться, то результаты получаются вполне удовлетворительные. Желательно сделать последовательно несколько кадров, чтобы затем выбрать наилучший.
Третий способ - съемка из автобуса. Экскурсии, как правило, связаны с достаточно длительными автобусными переездами. Заранее выберите себе место и протрите салфеткой стекло с внешней стороны. Установите зум в телеположение (максимальное приближение) или поставьте телеобъектив, если у вас зеркальный аппарат. И ждите. По моему опыту, на один автобусный переезд обычно приходится 2-3 действительно интересных кадра. На ходу снимать особенного смысла нет, а вот при остановках на светофорах самый удачный момент. Объектив подносите как можно ближе к стеклу, чтобы блики в нем не испортили фотографию, вспышка должна быть отключена. В таком режиме достаточно хорошо получаются жанровые сценки. А вот панорамные и пейзажные кадры снимать таким образом бесполезно, отражения в стекле, даже не замеченные вами при съемке, обязательно проявятся и все испортят уже при просмотре фотографий на экране монитора, не говоря уже про печать.
Религиозные объекты: церкви, храмы, мечети
В большинстве стран фотосъемка в церквях и храмах запрещена, и, чтобы избежать возможных неприятностей, перед входом на территорию храма обязательно спросите у гида про возможный запрет. Однако бывают и исключения. К примеру, в Шри-Ланке в буддийских храмах запрета нет и я свободно (даже со штатива) фотографировал молящихся местных жителей, которые не проявляли ни малейшего беспокойства. В христианской церкви города Варна (Болгария) священник, узнав, что группа, в составе которой я находился, приехала из России, разрешил фотосъемку безо всяких ограничений. И совсем уже редкий случай - Турция, город Эрзурум. Была разрешена фотосъемка в мечети (правда, молящихся в это время там не было).
Самолет
В большинстве авиакомпаний использование фотоаппаратов (как и других электронных устройств) во время взлета и посадки запрещено. А вот во время самого полета иногда удается сделать довольно необычные кадры. Я стараюсь всегда заполучить место у иллюминатора (об этом можно попросить еще при регистрации билета). Так, несколько раз мне удалось сфотографировать фантастической красоты закат солнца. А когда улетал с Мальдив, сделал довольно интересные фотографии островов. При такой съемке объектив надо подносить как можно ближе к иллюминатору (по той же причине, что и с автобусным стеклом). Желательно также ввести экспопоправку +1?+2, иначе кадры будут слишком темные (большая яркость заоконного пейзажа может ввести в заблуждение экспозамер фотоаппарата).
Их нравы
В Юго-Восточной Азии жители, как правило, доброжелательно относятся к фотосъемке. В Европе иногда вызывают раздражение попытки заснять людей крупным планом с близкого расстояния. В этом случае единственный выход - использование телеобъектива. Нищие и попрошайки тоже довольно негативно относятся к попыткам их фотографирования. Но здесь возникает вопрос, а надо ли их вообще снимать, негатива хватает и у нас.
В Египте, Тунисе, Марокко "фотомодели" могут довольно навязчиво клянчить деньги за сделанный кадр. Так, к примеру, во время прогулки на верблюдах по Сахаре (дело было в Тунисе) перед нашим караваном появился лихой наездник на лошади и устроил мини-представление - становился на спину лошади, сделал 2-3 акробатических трюка. И через минуту начал объезжать всех туристов с фотоаппаратами (те, кто не фотографировал, его не интересовали), выпрашивая вознаграждение, причем требовал сумму, явно не соответствующую столь краткому выступлению.
Полезные советы
Во-первых, устанавливайте режим качества и разрешения фотоаппарата всегда в максимальное положение. Конечно, при этом на карту памяти будет помещаться меньше кадров, но выигрыш по качеству полученных фотографий (даже если вы будете распечатывать их только 10х15 или вообще смотреть исключительно на мониторе) стоит того. Приведу эмпирическое правило, неоднократно подтвержденное опытным путем. Если уменьшить разрешение фотоснимка примерно в два раза относительно максимально возможного, это эквивалентно тому, что вы будете пользоваться аппаратом, который в два раза дешевле (и, соответственно, хуже), чем ваш. И зачем тогда вы покупали такой дорогой и хороший фотоаппарат? Карты памяти недавно в очередной раз значительно подешевели: сейчас 2 гигабайта, а на нее влезает около 700 кадров (для 5?7 мегапиксельных камер), можно купить примерно за 700 рублей.
Я бы не советовал в турпоездке пользоваться услугами фотомастерских, копирующих фотографии с карт памяти на CD. Редко, но иногда у них попадаются не очень качественные диски, и вы можете лишиться большей части своих снимков. Так, одни мои знакомые приехали из Таиланда, вставили диск в компьютер, а 70 процентов фотографий не читаются. С большим трудом удалось восстановить только половину фотосъемки.
А чтобы сэкономить место на флешке, я бы посоветовал каждый вечер в поездке просматривать отснятое за день и откровенно плохие кадры сразу стирать.
Багаж при дальних перелетах, особенно на стыковочных рейсах, нередко задерживается (а иногда даже теряется), поэтому ничего из аппаратуры (кроме разве что громоздкого штатива) я туда не сдаю, даже зарядное устройство и запасные аккумуляторы беру с собой в ручную кладь.
Кстати, сканеры в аэропортах абсолютно безопасны для любых цифровых фотоаппаратов и карт памяти.
Даже после непродолжительной прогулки с фотоаппаратом по пляжу на объектив попадают невидимые на первый взгляд микрокапельки воды, которые в немалом количестве всегда находятся в прибрежном воздухе. Высыхая, они образуют тонкую мутную пленку на объективе, из-за которой последующие кадры (особенно со встречным светом) могут получаться неконтрастными и блеклыми. Я бы посоветовал регулярно протирать объектив специальными оптическими салфетками из микрофибры.
В тропических странах с жарким и влажным климатом многие, наверное, сталкивались с запотеванием объективов фото- и видеокамер после выхода из номера отеля, где работает кондиционер, на улицу. Существует очень простой метод решения этой проблемы. Непосредственно перед выходом надо прогреть камеру обычным феном для сушки волос. Греть лучше всего с расстояния не менее 10 сантиметров, периодически поворачивая ее (для равномерного нагрева), а по времени - около минуты (до того момента, как она станет на ощупь теплой). При этом температура камеры примерно сравняется с уличной, и запотевать она не будет.