Как путешествовать по Европе на автомобиле?
Cамое главное правило на европейских дорогах таково: будьте вежливы и не удивляйтесь вежливости других водителей.
Увидев впереди себя пробку или другое препятствие, включите "аварийку" и постепенно снижайте скорость, пока водитель сзади идущего авто не сделает то же самое. Опережая машину, находящуюся справа, не забывайте включать сигнал левого поворота. Не торопитесь совершать обгон грузовика, если он ограничивает вам обзор. Включите левый поворот и подождите реакции водителя "фуры". Он обязательно включит правый "поворотник", если путь впереди свободен, или левый, в противоположном случае. После завершения маневра не забудьте сказать спасибо, мигнув аварийными сигналами. Но ни в коем случае не ленитесь и не пытайтесь заменить "аварийку" стопами.
Езда по Европе убаюкивает и расслабляет. У "них" категорически запрещены многие привычные для "нас" вещи: проезжать на скорости через населенные пункты, не уступать дорогу пешеходам, парковаться на переходах, прижимать и подрезать велосипедистов, игнорировать ремни безопасности, разговаривать по мобильному телефону без hands free, выбрасывать на ходу из машины окурки и мусор, двигаться по левой полосе автострады при свободной правой и предлагать полицейским взятки.
Переходной территорией, благодаря которой разница между "нашими" и "их" привычками не становится шоком для автотуриста, является Польша. Местная полиция взятки берет охотно. Но давать не советую. Ввиду отсутствия чувства меры у полицейских, они очень долго не могут успокоиться, увидев "пенензы" в чужих руках, и стараются вытянуть их все до последней копейки, а это может занять немало времени. Для минимизации потерь заранее узнайте единый на всей территории Речи Посполитой телефон полиции и перепишите номера всех ваших купюр. Не стесняйтесь стать "стукачем". Смею вас заверить, что, сообщив о случае мздоимства, вы наверняка лишитесь удовольствия видеть нового знакомого в полицейской форме.
В Европе все привыкли соблюдать дистанцию между автомобилями, останавливаясь на красный, не пересекать стоп-линию даже бампером. Но привычки эти не врожденные, правила движения европейских стран – мощный инструмент воспитания.
Проезжая мимо боковых съездов, не пытайтесь никому доказать, что правота на вашей стороне, возьмите левее и помогите выезжающим со второстепенных направлений быстрее завершить маневр и занять место в общем потоке.
Нарушение правил парковки — достаточно дорогостоящее мероприятие. Не стоит въезжать в исторические центры городов. Мест парковки там мало, а стоимость от 10 евро за час. Дешевле и практичнее воспользоваться паркингами на подступах к центру, обычно представляющими собой многоуровневые сооружения с ценами не более 5 евро за час. Возле крупных супермаркетов, вокзалов и автостанций можно найти и бесплатные места стоянки. Если повезет.
При зимних путешествиях нелишне заранее уточнить, как относятся в стране к шипованной резине. Например, в Германии и южных странах она запрещена, а в Финляндии напротив, обязательна в холодное время года.
Отношение к пьяницам за рулем тем лояльнее, чем дальше страна находится от нашей Родины. Самые строгие правила в странах Восточной Европы: максимально допустимые нормы в них не более 0,2 промилле алкоголя в крови. В Англии, Ирландии, Италии и Швейцарии можно набраться до 0,8 промилле, и полицейские все еще будут считать вас трезвым.
Штрафы в Европе неприлично велики по нашим меркам, и могут достигать нескольких сотен евро. Платить на месте вас никто не будет заставлять. Но игнорировать квитанцию могут только те сограждане, которые в будущем не собираются пересекать границы Евросоюза. Вероятность того, что вас сюда больше никогда не пустят, в результате подобной экономии, достаточно велика.
Что это? Замигала красная лампочка на указателе уровня топлива? Значит, пора заправляться.
Были времена, когда за бензином выстраивались длиннющие очереди. Сейчас заправки больше не встречают автомобилиста закрытыми окошками касс, нет нужды хранить бензин в гараже и на балконе. Красота! Никаких проблем. Кроме денег, естественно.
То же отсутствие проблем можно наблюдать в Германии. В любой деревушке есть круглосуточная заправка. Принимают как наличные, так и кредитки. Заливай, плати и езжай.
В соседней Франции уже сложнее. На скоростных дорогах заправок хватает, но в стороне от них идиллия заканчивается. Количество АЗС резко уменьшается, а те, что есть, работают строго по рабочим дням, и ни в коем случае не ночью. Впрочем, французы — народ отзывчивый, если сможете найти кого-либо из обслуживающего персонала поблизости от заправки, то, скорее всего, вам помогут. Кстати, будьте внимательны и не залейте в бензиновую машину дизельное топливо, или наоборот. Местные названия, написанные крупным шрифтом на каждой колонке, не всегда понятны, зато всем известные цифры 95, 98 или интернациональное слово diesel придется поискать. Найдете обязательно, возможно, при помощи очков или лупы.
В солнечной Италии похожая ситуация усугубляется любовью местного населения к наличным. Чем меньше заправка, тем больше вероятность, что ваши карточки не пригодятся. А уж ночью на итальянскую заправку лучше не попадать. Процветает грубое, но скрытое вымогательство. Правда, в полицию жаловаться не на кого, кассира на заправке вы не встретите. Деньги принимает автомат, с обязательной выдачей чека. Вот только сдачу он выдавать отказывается категорически. Если она вам нужна, приезжайте утром с чеком, и кассир с улыбкой и без проволочек вернет ее вам. Транзитному водителю без мелких купюр в кармане остается только посочувствовать.
Испанские заправочные станции — это почти супермаркеты. Нередко можно встретить настоящий ресторан с официантами и недорогими (8-15 евро) обедами. Как и по всей Европе, оплата за топливо производится после заправки. Но, наверное, в Мадриде осело слишком много наших соотечественников. Здесь как в Москве — сначала надо расплатиться.
Самая дорогая для автомобилиста страна – Голландия. Литр горючего местного разлива обойдется в среднем около полутора евро. Но в Европе все еще встречаются контрасты: в соседнем Люксембурге автомобильное топливо самое дешевое на континенте, чем активно пользуются не только голландцы, но и французы, бельгийцы, немцы.
Дешевый бензин можно найти и на некоторых горнолыжных курортах Швейцарии и Италии. Это следствие отмены пошлин с целью стимулирования приезда туристов. Зато у скандинавов взгляд на налогообложение прямо противоположный, потому и цены на горючее одни из самых высоких. Возможно для того, чтобы сгладить впечатление от высоких цен на топливо в Швеции и в Норвегии, на заправках продают самые вкусные хот-доги. Стоят они около 15 крон, вместе с ними можно взять картофельный салат, огурчик, жареный лук. Ну, это, конечно, если автомобиль позволит вам оставить кое-что для себя.
Низкокачественное топливо трудно найти на европейских автозаправках. Традиционно автолюбители западноевропейских стран используют высокооктановый бензин. Последний может быть с пониженным содержанием свинца (unleaded) или обычным (leaded). "Экологический" бензин повсеместно дешевле обычного. Это результат государственного регулирования цен. Отчасти по той же причине цена дизельного топлива обычно значительно ниже бензиновой, но не везде. Например, в Великобритании это почти равные величины.