Новая семерка чудес света

В минувшие выходные мир выбрал новые семь чудес света. Почти 100 миллионов жителей нашей планеты приняли участие в голосовании за наиболее известные и красивые памятники Земли. Из 21 сооружения-финалиста, среди которых значился и Московский Кремль, были определены семь самых-самых.

Канонический список семи чудес света составил Филон Византийский, живший в 306-337 гг. н. э. и написавший 12-страничный труд с описанием самых удивительных рукотворных сооружений мира. В почетный перечень вошли: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос.

За 18 столетий, минувших с тех пор, практически все эти памятники были утрачены: Зевс сгорел, Колосс был разрушен штормом, сады засохли, храм сжег безумец Герострат. До наших дней сохранились лишь пирамиды, так что идея составить новый список величайших архитектурных шедевров современности давно витала в воздухе. Воплотить ее в жизнь смог известный швейцарский кинорежиссер и путешественник Бернар Вебер, два года назад начавший всемирную кампанию по составлению списка построек-претендентов и голосованию за них. Место и время оглашения новой семерки было выбрано Вебером еще раньше: седьмого числа седьмого месяца седьмого года список был объявлен в городе на семи холмах.

Причем Вебер выбрал не Рим, не Москву и не Стамбул, а Лиссабон: по его мнению, именно Португалия дала миру больше всего мореплавателей и всевозможного рода географических открытий. Церемонию объявления новых семи чудес света организаторы превратили в грандиозное многочасовое шоу на лиссабонском стадионе «Да Луш». На сцену вышли такие знаменитости, как американский космонавт Нил Армстронг, бывший гендиректор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса, американская актриса и поп-певица Дженнифер Лопес, испанский тенор Хосе Каррерас и танцовщик Хоакин Кортес. О каждом шедевре-победителе зрителям подробно рассказали в специальных видеороликах.

В финал этого необычного конкурса вышла 21 достопримечательность. Стоунхендж (Великобритания), Эйфелева башня (Париж), статуя Свободы (Нью-Йорк), Московский Кремль, здание Оперного театра (Сидней), афинский Акрополь (Греция), Альгамбра (Испания), храм Ангкор-Ват (Камбоджа), мечеть Айя-София (Стамбул), пирамиды в Гизе (Египет), каменные статуи на острове Пасхи, храм Кийомизу-дера (Япония), замок Нойшванштайн (Германия) нового титула не получили. Новыми чудесами света стали Римский Колизей, Великая Китайская стена, Тадж-Махал, высеченный в скале город Петра в Иордании, статуя Христа на горе Корковаду в Рио-де-Жанейро, город индейцев Мачу-Пикчу в Перу и пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица в Мексике. К сожалению, Московский Кремль не стал одним из выбранных землянами чудес, как говорят специалисты, связано это скорее всего с тем, что туризм в Россию не имеет массового характера и мало кто из жителей стран золотого миллиарда видел его собственными глазами.

Каждый из выбранных рукотворных шедевров, бесспорно, является символом страны, в которой расположен, и достоин внимательного изучения. Кстати, средства, вырученные в ходе кампании по определению новых чудес света, частично пойдут на их реставрацию и поддержание. Половину же выручки организаторы планируют потратить на восстановление изваяний Будды в Афганистане, разрушенных талибами в 2001 году.

Великая Китайская стена была построена, когда Филон Византийский составлял свой первый список чудес, правда, о существовании самого Китая тогда мало кто знал. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года до н. э. при императоре Цинь Шихуанди, считающемся одним из величайших деспотов в истории. Сегодня Стена – одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен – является символом Китая и для самих китайцев, и для людей со всего мира. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене – ты не настоящий китаец». Стена проходит, начинаясь недалеко от Ляодунского залива, северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Ее длина со всеми ответвлениями и изгибами составляет около 6500 км, ширина – 5,5 м.

Тадж-Махал – главная достопримечательность Индии, с которой ассоциируется эта огромная страна у миллионов туристов. Архитектором сооружения предположительно считают Устада Ахмад Лахори. Оно было построено как мавзолей по приказу султана Шах-Джахана в память о любимой жене, получившей имя Мумтаз-и-Махал (Избранница двора). Влюбленный супруг решил воздвигнуть что-то необычное и достойное ее памяти, и это ему удалось. Здание, строившееся 22 года (с 1630 по 1652 год), долгое время оставалось самым высоким в Индии, его высота вместе с главным куполом составляет 74 м.

Тадж-Махал создан в стиле мугал – смеси лучших традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. Его отличают гармоничные линии и пропорции с добавлением декоративных элементов различных культур. Говорят, что на Тадж-Махал можно смотреть вечно: в нем нет монументальной тяжести мавзолея, кажется, что он парит между небом и землей. Это захватывающее дух впечатление создают его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркальная гладь каналов. Увы, за прошедшие годы Тадж-Махал утратил многие из своих ценностей: двери из серебра, парапет из золота, ткань на гробнице принцессы, усыпанную жемчугом.

Статуя Христа расположена на горе Корковаду на высоте 710 м над уровнем моря. Добраться до нее туристы могут на подъемнике по первой в Бразилии электрифицированной железной дороге. Из всех памятников, вошедших в новый список чудес света, этот самый молодой. 38-метровая скульптура была открыта 12 октября 1931 года и практически сразу превратилась «визитную карточку» Рио-де-Жанейро.

Город Петра – самая известная святыня Иордании. Более двух тысяч лет назад Петра была лишь местом временного пристанища кочевых арабов – набатейцев, выходцев с севера Аравийского полуострова. Однако постепенно несколько пещер в скалах были превращены набатейцами в неприступный город-крепость.

Здесь расположены сотни высеченных в скалах построек, величественных храмов, царских гробниц, маленьких и крупных жилых строений, усыпальниц и праздничных залов, водных каналов и резервуаров, бань, убегающих вверх лестниц, культовых сооружений, торговых лавок, арок, общественных зданий и мощеных улиц. На их пути встречается вырубленный из камня римский амфитеатр, способный вместить 3 тыс. зрителей.

Мачу-Пикчу (буквально «старая вершина») иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком в 1440 году и функционировал до середины XVI века, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 м над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. Считается, что здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

Пирамида Кукулькана (в переводе это означает «пернатый змей») – главное сооружение древнего города Чичен-Ица, центра культуры майя. Пирамида имеет высоту 24 м, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Пирамида имеет 9 уровней, а по ее сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых состоит из 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по бокам оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. В дни весеннего и осеннего равноденствия можно стать свидетелями поразительного визуального эффекта: на ступенях этой лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды. Иллюзия длится 3 часа 22 минуты.

Единственной европейской достопримечательностью, попавшей в почетный список новый чудес, стал Римский Колизей – бесспорно, одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений в мире. Грандиозный амфитеатр был построен в 80 году н. э. императором Веспасианом. Его настоящее название – Амфитеатр Флавия, а Колизей (Колоссеум) – имя, которое дал этому сооружению римский народ. Мало кто знает, что амфитеатр служил ареной не только для кровавых гладиаторских боев, но и для морских сражений века. Яркий архитектурно-художественный образ этого грандиозного каменного «улья» формируют восемьдесят входных арочных ячеек внизу и восемьдесят сквозных окон-пролетов во втором и в третьем этажах.