По морям, океанам и рекам
Сегодня от некогда большого морского круизного флота СССР осталось лишь одно судно «Максим Горький», которое сдано в длительный фрахт Германии. Поэтому российские любители морских путешествий могут отправляться в вояжи только на теплоходах иностранных государств.
По мнению специалистов компании «Инфофлот», популярность морских круизов растет довольно большими темпами: за прошлые годы прирост туристов составил 20-30%. Ожидается, что такая же тенденция сохранится и в 2007 году. «Ежегодное увеличение количества пассажиров круизных кораблей связано прежде всего с увеличением доходов населения - чаще всего такой вид отдыха выбирают для себя довольно обеспеченные люди в возрасте от 40 лет, а также состоятельная молодежь, которая в последнее время проявляет все больше интереса к круизным путешествиям, - поясняет руководитель офиса «Инфофлота» в Санкт-Петербурге Антон Беленький. - Сегодня можно говорить о том, что многие россияне пресытились пляжным отдыхом и больше интересуются экскурсионно-познавательными турами, к которым и относятся круизы».
Согласно данным ежегодного справочника Веrlitz Ocean Cruising & Сruise Ships круизные корабли и лайнеры оцениваются по нескольким сотням позиций, после чего делятся на несколько звездных категорий. Корабль может максимально набрать 500 баллов, размещение пассажиров - до 200, питание - до 400, сервис - до 400, развлечения - до 100, проведение круиза - до 400 баллов. Все баллы переводятся в звезды, в результате чего категория 1* соответствует оценке 500-650 баллов, а 5*+ или 6* - от 1851 до 2000 баллов. Кроме того, распространено и разделение кораблей на классы: люкс (от 6* до 5*+), премиум (от 5* до 4*) и стандарт (от 3* до 1*). Чем выше класс, тем больше присутствует в судовых интерьерах натуральных материалов, предметов искусства, дорогой посуды, качественного постельного белья и живых цветов. Кроме того, уделяется особое внимание количеству обслуживающего персонала, приходящегося на одного путешественника (чем выше этот показатель, тем более элитным считается судно).
Самыми роскошными и известными на весь мир считаются суда компаний Сrystal Cruises, Cunard Line и Regent Seven Seas Cruises, путешествия на которых позволяют не только насладиться природными красотами и архитектурными достопримечательностями, но и дают возможность на время плавания стать частью высшей зарубежной политической и бизнес-элиты, представители которой составляют 90-95% пассажиров таких кораблей.
Отдых на теплоходах классов премиум и стандарт обходится любителям морских вояжей значительно дешевле, несмотря на то что пассажирам предлагается практически тот же самый перечень услуг и развлечений, что и на люксовых судах. Для отдыха на кораблях такого уровня круизные компании нередко формируют русскоязычные группы, которые пользуются особенной популярностью в отпускной сезон или праздники. Однако существует и много судоходных компаний классов премиум и стандарт, на которых в основном путешествуют иностранцы. На российском круизном рынке наиболее известны корабли компаний Princess Сruises, Tui Thomson, Carnival, Kristina Cruises, MSC, NCL, причем круизы на теплоходах Tui Thomson и Kristina Cruises стоит выделить особо, поскольку они выставляют на рынок самые экономичные предложения.
В зависимости от класса корабля, размеров и «звездности» каюты, маршрута и выбранной судоходной компании кругосветный вояж (от 80 до 120 дней), билеты на который надо бронировать не менее чем за полгода, может обойтись круизеру в сумму от $25 тысяч до $400 тысяч. А небольшое двухнедельное путешествие по Средиземноморью - от $600 до $10 тысяч (на одного человека в двухместной каюте).
Если говорить о сезонных предпочтениях российских туристов, то летом наиболее популярны круизы по Средиземному морю и морям Северной Европы (Балтийское и Северное), а зимой - плавания по Карибскому морю, вдоль берегов Южной Америки и круизы с заходом в порты Юго-Восточной Азии.
Как и морские круизы, путешествия на теплоходах по рекам Европы популярны в основном у состоятельных людей в возрасте от 40 лет. «Вояжи на речных теплоходах всегда имели ряд преимуществ перед сухопутными видами отдыха, - считает руководитель круизного проекта Travel My Cruise Марина Сабашникова. - Это и постоянно изменяющийся вид за бортом, и отсутствие суеты, связанной с переездом из отеля в отель, и возможность увидеть Европу изнутри без утомительных автобусных переездов».
Первой водной артерией, по которой получили возможность путешествовать россияне, стал Дунай - круизы по нему в нашей стране начали продавать еще в советские времена. Что же касается других европейских рек, то этот бизнес стартовал в 2001 году, сделав европейские речные вояжи довольно популярным видом отдыха.
Сегодня наиболее востребованы у россиян круизы по Дунаю, Рейну, Мозелю, Сене. Самым свежим предложением стали путешествия по португальской реке Дору, которые были представлены на российском рынке только в этом году.
На реках Европы эксплуатируются комфортабельные и современные круизные суда с количеством палуб от двух до трех. «Это камерный отдых, - поясняет Марина Сабашникова. - Существуют и суда с высоким уровнем сервиса, и более демократичные круизные корабли. Поэтому следует очень тщательно подходить не только к выбору теплохода, но и к выбору туроператора».
Каждая компания сама формирует свой пакет предложений, но, как правило, в стоимость круиза входит речное путешествие, еда, некоторые развлечения. Перелет и экскурсии обычно оплачиваются дополнительно. В зависимости от страны, теплохода, уровня сервиса и категории выбранной каюты путешествие по рекам Европы может стоить от 90 до 300 евро в сутки на одного человека, путешествующего в двухместной каюте.