На чемоданах
Синоптики обещают нам жаркое лето. В такое время мало кому хочется оставаться в раскаленном городе. И хотя до поры массовых отпусков осталось еще немало времени, как сложится этот туристический сезон, уже нетрудно представить.
- Мне бы на пару недель с семьей к морю выехать. Отель чтобы был хороший, пляж рядом, ну и экскурсий там несколько поинтереснее.
- А если конкретнее? Куда бы вы хотели поехать?
Небольшая пауза. Через несколько секунд:
- Ну, скажем, в Турцию.
Подобные диалоги сейчас ведутся постоянно в офисах туристических агентств по все стране. Турция - фактически вторая, летняя родина-мать для наших туристов. Она и в этом сезоне не намерена уступать своих лидерских позиций другим популярным направлениям. Однако некоторые вкусовые изменения в предпочтениях россиян все же наметились.
Массовка в фаворе
Несмотря на звучащие уже не первый год заявления о том, что благосостояние россиян увеличивается и для отдыха они выбирают все более дорогие и престижные страны и туры, это верно лишь отчасти. По единодушному признанию экспертов, пальму первенства по-прежнему держат страны массового отдыха, такие как Турция, Греция, Испания, Тунис, Кипр и т.д. Только Турцию в прошлом году посетило 2 млн. российских туристов. Но если летом 2006 года этой стране не удалось достичь планируемого прироста потока в 20-25%, то в этом году она готова к новому качественному скачку.
По словам Анны Подгорной, директора по продажам "Пегас Туристик", в этом году российский рынок ожидает настоящий турецкий бум, рост потока составит не менее 30% - конечно, при условии, что не поднимет голову птичий грипп, не будет терактов и прочих возможных катаклизмов. А также если турецкие хотельеры вновь поднимут планку сервиса в отелях, которую они весьма существенно опустили в минувшем году, и не слишком задерут цены.
Пока обстановка складывается благоприятная. Как отмечают эксперты, бронирование туров идет примерно с глубиной в две недели, что для такой страны более чем прилично, а спецпредложений пока достаточно, и это, безусловно, привлекательно для туристов и вполне терпимо для операторов, которые надеются отбить майско-июньские убытки в более жаркие месяцы. Тем более что количество спецпредложений c середины мая заметно пошло на спад. Например, если на майские праздники туры в трехзвездный отель на неделю можно было купить за $167, а в пятизвездный - примерно за $350, то уже сейчас даже горящие "пятерки" подросли в цене примерно до $500-600, а в августе цены будут еще раза в три-четыре выше.
К тому же, как отметила Марина Царькова, генеральный директор компании "Турбазар", турецкие хотельеры договорились об антидемпинговой политике, и если туроператоры будут устанавливать цены ниже разумных пределов даже в период малого спроса, то у них могут возникнуть серьезные осложнения во взаимоотношениях с владельцами гостиниц. В среднем рост цен на этом направлении, по прогнозам экспертов, не превысит 10-15%, что вполне укладывается в рамки ежегодного подорожания.
Другое массовое направление российского туризма - Египет - уже несколько сезонов подряд демонстрирует внесезонность. Этому немало способствуют и усилия египетских хотельеров приблизиться к турецким стандартам. К тому же и цены летом там снижаются на 15-20%, что дает Египту некое конкурентное преимущество в борьбе за летние симпатии россиян. По предварительным оценкам, летом недельный тур в Египет с проживанием в отеле "три звезды" будет стоить порядка $370-400, в "пяти звездах" - примерно $500-600.
Как отмечают эксперты, в мае Египет закрывается довольно хорошо: например, в середине месяца продажи на неделю-полторы вперед были закрыты практически у всех ведущих операторов. К тому же традиционно летом компании сокращают авиаперевозку в среднем по рынку в полтора-два раза, что обеспечивает им стабильную заполняемость бортов.
А вот Тунис сразу после майских праздников заметно горел. Туры на неделю с проживанием в трехзвездном отеле можно было приобрести менее чем за $200, при средней стоимости авиабилета в $300. Однако, как полагают эксперты, к июню ситуация выровняется. По словам Александра Туголукова, гендиректора компании "Библио-Глобус", уже сейчас на направлении хорошая глубина продаж и до 20 июня компании удалось заполнить 85% от всего блока мест. "Если объем перевозки не увеличится - а сейчас имеются три альянса консолидаторов, с вылетами по четвергам и воскресеньям, - то при ежегодном небольшом провисании в июле, августе и начале сентября страна опять станет привлекательной с точки зрения бизнеса", - говорит Туголуков.
Впрочем, большого роста турпотока в эту страну не предвидится. Тунис - не самое возвратное туристическое направление, и хотя каждый год операторы планируют прирост примерно по 10%, происходит данное увеличение не за счет общего роста, а за счет практически ежегодного ухода с этого рынка нескольких игроков. Кроме того, на фоне общего спада, который был заметен в Тунисе в последние несколько лет, прирост в 10% и даже в 15% вряд ли станет заметным явлением.
И в Европе светит солнце
Европейские курорты тоже намерены серьезно бороться за симпатии российских туристов. Здесь наиболее востребованными остаются те страны, где можно с успехом сочетать пляжный отдых и экскурсионные программы. Однако в связи с тем, что цены на отдых на европейских направлениях стабильно растут год от года, в среднем не менее чем на 10% наряду с падением доллара и ростом курса евро, некоторые изменения в группе фаворитов наметились. Например, Франция (отдых на Лазурном берегу) будет востребована в основном индивидуальными туристами. Поток групп туда никогда не был особенно большим, а в этом году он, скорее всего, сократится, чему в немалой степени способствовали прошлогодние визовые скандалы в консульстве.
Зато Греция и Испания не упускают своих возможностей. Так, в этом сезоне эксперты ожидают настоящую схватку за греческие острова, что, с точки зрения конечного потребителя, весьма выгодно. Количество перевозки, планируемое на этом направлении, превышает все разумные пределы. Например, на остров Крит, за который, как предрекают специалисты, и развернется самая жаркая борьба, по предварительным оценкам, в пик сезона заявлено порядка 25 бортов в неделю из Москвы, в то время как, по мнению Александра Цандекиди, гендиректора "Музенидис Трэвел", было бы достаточно и 15.
Если операторы не умерят свои амбиции в отношении перевозки, то направление могут ждать серьезные проблемы, постоянное горение и, как следствие, снижение цен на туры. К тому же на этот рынок вышли новые игроки с турецкими корнями, такие как "Анекс" и "Пегас Туристик". Они в этом сезоне и не планируют огромных объемов, но, по мнению некоторых "истинных греков", привыкли манипулировать ценами и в случае необходимости могут так опустить планку, что другим игрокам придется под них подстраиваться.
Если спрос на Крит год из года стабилен, а гостиниц там достаточно, то, например, увеличение перевозки почти в два раза на другой греческий остров, Корфу, располагающий небольшой отельной базой, может привести к тому, что операторам элементарно не хватит "земли". Вообще, по словам Татьяны Коршуновой, вице-президента компании "Ланта-тур вояж", этим летом в Греции в выигрыше останется тот, у кого будут гарантированные номера в популярных на российском рынке отелях.
Растет спрос на островной отдых и в Италии. По словам Марии Малышевой, PR-директора компании "Пак Групп", помимо традиционных Римини, Венецианской Ривьеры и.пр. большой популярностью пользуются туры на Сицилию. Причем в первую очередь на острове востребованы клубные отели, работающие по системе полного пансиона. Цены на них, кстати, вполне умеренные. Например, если в конце мая стоимость недели в отеле "3 звезды супер" составляет 550 евро, то в августе цена на тот же отель будет 860 евро. Неделя отдыха в августе в "пятизвездочнике" облегчит кошелек примерно на 1500 евро. Другой итальянский остров, Сардиния, по-прежнему относится к отдыху категории de luxe, цены на размещение там в среднем на 30% выше, чем на Сицилии, что не мешает ему быть востребованным у индивидуальных туристов, доля которых в общем потоке заметно растет год от года.
А вот не менее популярный у россиян остров Кипр в этом сезоне, возможно, ждут не лучшие времена. Объем заявленной чартерной перевозки только из Москвы составляет почти 3 тыс. кресел в неделю, что, по мнению Александра Туголукова, значительно превышает емкости направления. И оптимизация перевозки здесь практически исключена, поскольку все контракты с авиакомпаниями заключаются на условиях депозита, так что туроператорам сложнее снять лишний рейс, чем скорректировать цену пакета. И если при нормальных условиях цена за десятидневный отдых в июне в отелях 3* и 4* не должна быть ниже 500 и 700 евро соответственно, то при излишке бортов цены могут опустится до 285 и 450 евро. Подобное положение дел, по оценкам специалистов, может создать небывалый рост объемов - не менее 30%.
Стабильную популярность эксперты предрекают также Болгарии и Хорватии. По словам Марины Царьковой, Болгария - одно из немногих европейских пляжных направлений, которое не подорожало по сравнению с прошлым годом. Сегодня у курортов солнечной Болгарии весьма впечатляющая глубина продаж, уже сейчас активно расходятся туры на сентябрь.
Ситуация же на хорватском направлении из года в год повторяется. Мало отелей, много перевозки. Несмотря на то, что Хорватия строит и реконструирует довольно активно (только в этом году открывается около 10 новых гостиниц), номерной фонд страны на фоне растущей популярности явно остается недостаточным. И все-таки операторы продолжают ставить новые борта.
По словам Сергея Приголовкина, председателя совета директоров компании "ПАКС", если в прошлом году на Дубровник летал один 747-й "боинг" и одна 204-я "тушка", то в этом году объем перевозки в регион увеличился на 500 мест в неделю и составил 1148 кресел по сравнению с 648 в 2006-м. Связано это в первую очередь с тем, что российские операторы неожиданно получили больше мест в отелях, чем рассчитывали, поскольку несколько западных компаний покинули трехзвездные гостиницы из-за непомерно высоких цен. "Насколько эти отели окажутся востребованными российскими туристами, сказать пока трудно, - говорит Приголовкин. - В первую очередь наши клиенты выбирают уже известные на рынке отели, и, как правило, быстрее всего раскупаются "четверки" и "пятерки". Так что поедут ли туристы в нереконструированные "двушки" и неизвестные "трешки" или турфирмам придется снижать цены на них до предела либо гонять самолеты с незаполненными креслами - сказать можно будет только тогда, когда популярные гостиницы уже будут раскуплены, а такой период, судя по всему, уже не за горами. Эксперты отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли на 70%.
Душа тоскует по экзотике
Пожалуй, один из наиболее заметных трендов предстоящего летнего сезона - увеличение спроса на экзотические направления, которые ранее были более востребованы в межсезонье или зимой. Например, рейс во Вьетнам авиакомпании "Трансаэро" пролонгирован на весь сезон. Татьяна Коршунова уверена в успехе летних программ: во-первых, двухнедельная частота полетов дает возможность бронировать туры длительностью 14 дней, а это самая востребованная продолжительность туров в эту страну, во-вторых, акцент делается на курорты центрального Вьетнама, в частности Дананга, который в данное время года более привлекателен по своим климатическим условиям.
Для того чтобы более активно продвигать направление в агентской и клиентской среде, туроператоры идут на всевозможные промоушн-акции, например, предлагая на определенные даты двухнедельные туры по цене одной недели. Впрочем, такая ситуация долго не продлится - в ней просто нет особой необходимости. Как говорит Марина Царькова, цены вне высокого сезона снижаются процентов на 15, и, например, в крепкой трехзвездной гостинице могут составлять порядка $1,5 тыс., в "четверках" и "пятерках" - $2-2,5 тыс. Что совсем недорого, учитывая стоимость авиаперелета.
Наряду с Вьетнамом устойчивым спросом пользуется и Таиланд. Причем на этом направлении не стоит ждать каких-то выдающихся спецпредложений. Операторы держат небольшие блоки на рейсах "Тайских авиалиний", "Аэрофлота" и "Трансаэро", что делает для них направление экономически выгодным, однако одновременно оно остается привлекательным и для туристов. В июне средняя цена 10-дневного тура, по прогнозам экспертов, будет равна примерно $800-900. Также по-прежнему прогнозируется не ажиотажный, но устойчивый спрос на ОАЭ, Бали, Маврикий и Сейшелы.
По экспертным оценкам, летние привлекательные цены на туры в экзотические страны так западают в душу россиянам, что скорее они сделают выбор в пользу того же Таиланда, чем в пользу родных курортов Краснодарского края или почти родного Крыма. Дело в том, что цены на российских курортах в этом сезоне вырастут примерно на 10-15%, то есть точно так же, как и на многих других направлениях. При этом объектов размещения, готовых предоставить сервис, к которому россияне привыкли за границей, на наших курортах не так уж много. Однако на пиковые даты - август и сентябрь - бронирования российских курортов идут уже с начала апреля, и специалисты свидетельствуют, что спрос сейчас выше прошлогоднего.