Стамбул – город из сказки "Тысячи и одной ночи"
Колорит Запада и Востока удивительным образом, очень гармонично сочетаются в Стамбуле, хотя в значительной степени они ощущаются и в других городах Турции. И все это удивительное сочетание – на первый взгляд несочетаемого, наводит на определенные размышления о том, что же в итоге служит двигателем прогресса?
Город, возникший не случайно – по берегам, созданной природой бухты "Золотой Рог" – символа богини плодородия, неспроста его границы, расширившись, охватили оба берега пролива Босфор – на стыке двух частей света – Европы и Азии и одного материка – Евразии.
К примеру, в восточной философии есть понятие "мужского" и "женского", "светлого" и "темного" начала любой живой субстанции и в первую очередь каждого человека. Они обуславливают единство и борьбу противоположностей, каждая из которых поощряет к движению своим путем развития – к прогрессу или регрессу... И в буквальном и в переносном смысле... И это, опять-таки, по мнению продвинутых дзэн-буддистов, происходит неслучайно!.. Эта борьба не дает засыпать, "почивать на лаврах", стимулируя прогрессивные преобразования во всех сферах жизни...
Испокон веков все прогрессивное человечество пытается решить вопрос о том "Как же достичь компромисса между ними – с целью их мирного сосуществования?!" Как свидетельствует исторический опыт, все зависит от того – насколько мудрые решения принимаются на разных уровнях, в том числе от степени готовности к этому общества, а также прочих многочисленных факторов, в том числе и региональных, этнографических, конфессиональных и прочих. И здесь мелочей не бывает.
Стамбул всегда находился на пересечении самых оживленных морских, сухопутных, а с прошлого столетия и воздушных транспортных и прочих коммуникаций. Как бы самим Провидением, этот город призван служить связующим мостом между цивилизациями Востока и Запада, их воссоединению, установлению между ними и их культурами плодотворного диалога. Поэтому на его долю выпало множество всяких испытаний, из которых он всегда выходил с честью. И в этом отношении Стамбул и его роль и значение в мировой истории сродни нашему древнему Самарканду, 2750-летие которого мировая общественность будет отмечать в этом году... или Санкт-Петербургу...
Возвращаясь к Стамбулу, вспоминается много удивительных аналогий, одно перечисление которых может занять значительное время. К примеру, когда какое-то время находишься в этом волшебном городе, создается впечатление присутствия на линии Золотого сечения, где могучие волны прибоя Азиатских и Европейских цивилизаций встречались, часто противоборствовали, но затем смешивались и примирялись, аккумулируя все самое лучшее и передовое, отсеивая шелуху и наносное.
Возможно, именно здесь проходит одна из границ энергетического разлома, той золотой середины, следование по пути которой поможет спасению и прогрессу человечества...
25 веков назад в далекой Индии уже жил один проповедник по имени Будда, призывавший следовать этому пути – ради спасения всего человечества. После долгих скитаний, поисков и мучений, на него снизошло просветление, и открылась эта божественная истина. Именно здесь, входя в состояние неторопливого течения, они начинали двигаться в одном направлении, по общему плодоносному, прогрессивному пути, приводя к расцвету цивилизации – на основе генерирования самых передовых идей, культурных и технических достижений, аккумулировавших интеллектуальный, духовный и творческий потенциал лучших представителей человечества.
Энергетика царящей здесь атмосферы способствует активизации происходящих процессов. Люди моря, живущие здесь, научились не только справляться с энергией двух противоположных и очень мощных – поверхностного и донного морских течений Босфорского пролива... Только очень волевые личности способны на то, чтобы укротить, описанные в античных мифах, силы природы – сталкивающиеся скалы Сциллы и Харибды, которые встретили и успешно преодолели легендарные аргонавты во время плавания за Золотым руном, вслед за пролетевшим между ними голубем, указавшим путь.
Достаточно только задуматься об этой древнейшей символике – голубь – как символ мира, духовности и вместилища души! Что это как не зашифрованное послание далеких предков?! С намеком на то, что только на пути мира и компромисса человечество ждет успех и процветание.
Основы для развития духовного туризма
Турцию делают еще более привлекательной не только богатейшая история, но и традиции толерантности, свойственные исламскому восприятию, благодаря терпимости и глубокому уважению народа, служащие важной и богатейшей основой для развития духовного туризма. Здесь рядом с мусульманскими памятниками архитектуры и искусства соседствуют и бережно сохраняются христианские церкви и иудейские синагоги, храмы других религий и произведения более ранних цивилизаций. К примеру (как уже упоминалось в первой части нашего рассказа), в Стамбуле – это Аясофия, в городах Анатолии – Измире – Эфес, в Трабзоне – Сумела. Они являют собой наглядные результаты того, что на этой благодатной земле находили прибежище последователи различных вероучений, в том числе и апостолы, а также иудеи от инквизиции, пытавшиеся в разное время спастись от жестокого преследования или унижения в других странах и городах.
"Голубая мечеть"
Неизгладимое впечатление оставляет посещение мечети Султанахмета – крупнейшей в Стамбуле, построенной в 1609–1616 гг. по распоряжению Султана Ахмета Первого. Это удивительное по красоте и величию здание получило и другое – символическое название – "Голубая мечеть". Керамические изразцы, украшающие ее интерьеры, расписаны растительным орнаментом небесно-голубого цвета на белом фоне и покрыты прозрачной стекловидной глазурью. Отличительной особенностью этого культового мусульманского сооружения является также наличие шести минаретов, а не четырех, как у всех прочих мечетей.
Эта мечеть, одна из самых знаменитых в Турции, завораживает красотой своих ажурных архитектурных пропорций и форм, а также внутреннего убранства и атмосферой внутреннего духовного очищения, сакрального спокойствия и божественного присутствия, навеваемых на посещающих ее прихожан и гостей.
Старинные торговые сооружения Шелкового пути
Среди них самые крупные, старые стамбульские базары – Капалы Чарши (Kapali Carsi – Крытый базар (1461 г.) и Мысыр Чарши (Египетский торговый купол – Базар пряностей) (1664 г.)
Капалы Чарши – одно из наиболее часто посещаемых достопримечательностей Стамбула – возведен в XV веке и вмещающий 4000 торговых лавок. На этом уникальном базаре продаются ювелирные изделия, антиквариат, ковры, серебро, сувениры, изделия из кожи.
В другом историческом месте – Египетском базаре, построенном во второй половине XVII века по указу Хатидже Султан, можно приобрести всевозможные восточные приправы, пряности, а в окружающих его кварталах, первые этажи зданий которых заняты магазинами, все прочее, чего душа пожелает.
Эти крытые рынки размещаются уже несколько столетий в специально приспособленных для этих целей средневековых зданиях из жженого кирпича. Их стены помнят времена караванной торговли на Великом Шелковом пути и других транспортных сухопутных и морских магистралях позднего средневековья.
Это уникальные сооружения – настоящие памятники инженерного гения местных зодчих. Они представляют собой сооружения в виде улиц-галерей, перекрытых сводами со световыми окнами, вдоль которых располагаются лавки-магазины и просторные купольные залы. Примечательно, что все их потолки богато расписаны многоцветными красочными геометрическими и растительными орнаментами поверх штукатурки.
Водные источники жизни Стамбула
"Вода – это жизнь", это тот источник животворной энергии, который питает все живое на Земле. Поэтому люди бережно относились к воде, создавая свои поселения и города близ воды, стараясь подводить ее поближе, либо сооружая хранилища для нее. Множество следов такой гениальной человеческой инженерной, ирригационной мысли и деятельности сохранилось и в Стамбуле.
Акведук Боздоган
Акведук Боздоган (368 г. н.э.) – каменный водовод-водопровод, "построенный еще рабами Рима" – один из древнейших в мире, сохранившихся в прекрасном состоянии. Имеет протяженность 900 м и пересекает главную улицу старой части города. Он представляет собой двухэтажную конструкцию с многочисленными арочными пролетами на полуциркульных сводах. И все это колоссальное архитектурное сооружение было возведено ради того, чтобы по нему – в свинцовых трубах или по каналу – вода доставлялась самотеком в нужное место. Оно входило в качестве необходимого сегмента в систему городского водоснабжения, начинавшуюся обычно за чертой мегаполиса от ближайшего источника с питьевой водой.
Подземное водохранилище с Медузой в подземелье Дворца Еребатан
Подземное водохранилище находится напротив знаменитого храма-мечети Аясофья, места расположения Дворца Еребатан (Медуса) Сарныджы, сооруженного в VI веке византийцами.
Особенно впечатляет находящаяся под ним – древняя цистерна – огромное городское подземное водохранилище с перекрытием на 336 массивных колоннах из камня, поддерживающих его своды и купола из жженного кирпича.
Все здесь выглядит весьма загадочно – в лучах светильников и прожекторов, которые вырывают из темноты мощные детали античной архитектуры, свидетельствующие о творческом гении его зодчих.
Можно совершить увлекательную экскурсию под его сводами, обойти по деревянным помостам все его потайные уголки. Спустившись в это уникальное инженерно-гидротехническое сооружение, переживаешь ощущения, сравнимые с посещением волшебной пещеры из сказки про Аладдина.
Особенно интересно, когда в одном из закоулков этого подземного лабиринта надводных переходов оказываешься на площадке с колонной, опирающейся на каменную базу, под которую приспособлен блок с рельефным изображением головы мифической Медузы-Горгоны, украшенной прической из переплетающихся локонов-змей.
Примечательно, что ваятелю этого уникального произведения старинного искусства удалось добиться впечатляющего эффекта, благодаря которому, гладя на лицо каменного изваяния Медузы, испытываешь завораживающее впечатление ее глаз.
Осмелюсь предположить, что этот образец более древнего изобразительного искусства, чем время возведения водохранилища (VI в.), и вторичного использования – то есть не по назначению, вероятнее всего был извлечен из руин античного храма эллинистического периода, стоявшего поблизости, и сюжеты рельефов которого были посвящены греческой мифологии.
Не исключено, что будущим поколениям археологов когда-либо удастся обнаружить и раскопать этот храм, но пока... вся прилегающая территория занята плотной городской застройкой.
В этом смысле Стамбул уникальный не только по красоте, но и по своей истории город, представляет собой своеобразный слоеный пирог с многометровыми напластованиями культурных слоев древних цивилизаций. И все они буквально нашпигованы останками, руинами, произведениями искусства и быта многовековой и многотысячелетней давности, ждущими своих первооткрывателей.
А поскольку этот персонаж не был столь популярен ни в Византии, ни в Восточной Римской империи, ни в еще более ранней – Римской, то и отношение к нему было не столь почтительное – его использовали в качестве базы под колонну и положили на бок. Причем, манера и стилистика передачи черт лица и локонов прически близка к эллинистическому периоду времен Александра Великого (а это третья четверть IV в. до н.э.), в смысле стилистики имеет даже определенное сходство с передачей портретов этого всемирно известного полководца и государственного деятеля. Чтобы убедиться в этом воочию стоит посетить это чудо древнейшей художественной культуры!
"Музей турецкого и исламского искусства"
В музее турецкого и исламского искусства, что напротив Голубой Мечети, находится прекрасная коллекция старейших в мире ковров и произведений декоративно-прикладного искусства, которая заслуживает не только посещения, но отдельного описания. Это настоящий рай для специалистов, как впрочем, и другие коллекции не только этого музея и мегаполиса, но и других известных исторических городов страны.
Среди его уникальнейших экспонатов почетное место занимает "SULEYMANIYE WATERWAY MAP". OTOMAN PERIOD. Istanbul, second half of the 18th сentury. Это редчайший, если не единственный в мире чертеж, содержащий часть схемы городского водоснабжения с его различными гидротехническими инженерными сооружениями более чем 200-летней давности. Он включает также арочный акведук и другие ирригационные строения, использовавшиеся для доставки живительной влаги.
На наш взгляд, доскональное изучение только этого уникального документа может послужить написанию не одного научного исследования, но и вдохновить литераторов и журналистов на создание множества приключенческих рассказов и прочих увлекательных произведений.
Ряд экспонатов этого музея свидетельствует о наличии плодотворного взаимообмена между модницами разных стран Шелкового пути, в частности, в деталях причесок. Так, мое внимание как специалиста привлекли завитки волос, сопровождающие прически музыканток, изображенных черной краской на керамике и росписях Х века из коллекции этого музея.
Подобные детали причесок как символ Богини плодородия были очень характерными для периода античности и раннего средневековья в странах Шелкового пути – Центральной Азии, в частности, Узбекистана. Они встречаются на настенных росписях пещерных буддийских монастырей Мирана и Хотана – Восточного Туркестана (ныне территории, входящие в западный регион Китая, граничащий с Казахстаном). И до сих пор сохранились... в прическах в виде завитка "зульф" на щеках замужних женщин в горных районах Центральной Азии. Но это тема для другого рассказа...
Улица Истикляль – Бродвей Стамбула
Улица Истикляль – одна из важных достопримечательностей Стамбула. Она стала своеобразным символом самого крупнейшего мегаполиса Турции, не уступая в этом смысле американскому Бродвею, а в чем-то даже и превосходя его.
Прежде всего, только вдоль нее, к большому удовольствию не только зарубежных туристов, но и горожан, можно прокатиться на очень старых – более чем столетней давности, раритетных красных трамвайчиках, которые после реставрации находятся в прекрасном состоянии и сами по себе служат прекрасными музейными экспонатами и к тому же действующими. Примечательно, что похожие на них чудеса музейной техники являются также своеобразным символом Сан-Франциско.
Во-вторых, Истикляль знаменита не только своими магазинами и прекрасными ресторанами – на любой вкус (здесь можно недорого и вкусно перекусить, иногда выстояв небольшую очередь)... Улица прославилась галереями искусств и салонами, историческими зданиями и прочими достопримечательностями.
Привлекают внимание своей необычностью и несколько модерновых, авангардных скульптурных композиций... Эта улица стала излюбленным местом пеших прогулок, особенно здесь много молодежи, часто проводятся импровизированные концерты бардов – певцов или пантомимы. Иногда накануне праздников собираются помитинговать группы людей с флагами, плакатами и лозунгами. Иногда можно наблюдать шествия в исторических костюмах...
Всегда приятно убедиться воочию, прогуливаясь по улице, что мероприятия проходят в мирной, дружелюбной обстановке, под зорким оком всегда следящих за порядком, очень вежливых местных полицейских. В общем Истикляль всегда такая необычная, разная и динамичная, – живет своей насыщенной на события жизнью.
На этой улице в старинных особняках, с украшенными лепниной фасадами, расквартированы и несколько иностранных дипломатических миссий и церквей. К примеру, своими архитектурными изысками привлекают внимание старинный Католический собор – костел Святого Антуана и Греко-христанская церковь "Триада" XIX века, архитектура которой несет на себе влияние мавританского стиля – это полуциркульные арки, каменные блоки которых имеют чередующиеся двухцветные – светлые и темные вставки.
Причем, последний храм хорошо просматривается из окон веранды-зала второго этажа ресторана "Хачи-баба". Так что здесь можно не только насладиться едой, но и эстетически, поскольку это заведение прославилось не только своими кулинарными успехами, но и копиями старинных карт и миниатюр с историческими сюжетами и персонажами в национальных этнографических одеяниях, украшающих его стены.
Особый интерес среди них представляет макет карты Пири Рейса, 1500-х годов, выполненный на мраморном спиле. Этот Пири Рейс прославился тем, что привел наряду с составлением этой карты первое подробное описание навигации в бухте Бешик и через пролив Дарданеллы для мореплавателей.
Ипподром – самое популярное шоу древности
На площади между Музеем турецкого и исламского искусства и Голубой Мечетью находится еще несколько уникальных памятников античности. Один из них, обнаруженный в ходе раскопок, свидетельствует о том, что на этом месте находился ипподром!
Кто не помнит из курса школьной истории крылатую фразу "Хлеба и зрелищ", известную с античных времен и объясняющую необходимость реализации двух важнейших способов удовлетворения насущных потребностей народа, благодаря следованию которым, как считалось, можно избежать многих катаклизмов и напряжения в обществе. Так что это знаменитое выражение вошло в обиход и укоренилось в жизни и обиходе именно с тех времен.
Ипподром и амфитеатр в античные времена были средоточием городских увеселительных и спортивных мероприятий – ристалищ и прочих массовых зрелищ. То, что осталось от этого сооружения – основание под четырехгранным обелиском раскопано и теперь бережно сохраняется в центре современного города на площади между Музеем исламского и турецкого искусства и Голубой мечетью.
Эта кубическая база украшена рельефными изображениями с сюжетами ипподромных состязаний и зрителей на трибунах, среди которых есть ложе с императором и его приближенными.
Центром культурной и общественной жизни города еще при императоре Константине был ипподром. На его трибунах во время празднеств, чтобы посмотреть театральные представления, увидеть борьбу с дикими зверями, бега, собирался весь город. Линия, делившая по длине прямоугольник поля ипподрома (длина 170 м, ширина 40 м) на две равные части, была украшена специально привезенными в столицу древними памятниками. Здесь, в частности, была помещена так называемая змеиная колонна, доставленная сюда из Дельф и получившая свое название потому, что ствол ее составили три переплетенные змеи.
Недалеко от нее были установлены при Феодосии I (381 год) египетский обелиск с картушем Тутмоса III, привезенный из Карнака еще при Юлиане Отступнике, а также бронзовые кони, приписываемые древнегреческому скульптору Лисиппу (впоследствии, в 1204 году, вывезены венецианцами для украшения собора св. Марка).
При Константине скамьи ипподрома были деревянными. Только гораздо позднее их заменили каменными. Церемониям, происходившим на ипподроме, придавалось большое значение, византийские художники стремились запечатлеть их во многих изображениях.
На постаменте уже упомянутого египетского обелиска был позднее помещен рельеф с изображением императора Феодосия. Он, его семья, его приближенные смотрят на побежденных германцев. Император встал, держа в опущенной руке венок победителя. Он и придворные выделяются большими размерами по сравнению с изображенными ниже зрителями и германцами.
Уже в этом рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства— разномасштабность, не вновь изобретенная, но заимствованная художниками из искусства Древнего Востока: Вавилона, Ассирии, Египта. Размер фигуры зависит от ее значимости: чем важнее персонаж, тем крупнее его изображение.
Композиция разворачивается по плоскости снизу вверх. В отличие от древнеримских многоплановых рельефов, глубина пространства не показана. Внизу разместились зрители, над ними — император. Он выделен и размером фигуры, и ее центральным положением, и более сложной архитектурой трибуны.