Туроператоры боятся осени

Петербуржцы, несмотря на кризис, не забывают об отдыхе. Аналитики туристического рынка хотя и отмечают падение спроса на турпоездки на треть, но относятся к этому спокойно: это прогнозировалось ранее. Более резкому падению не поспособствовала даже непростая эпидемиологическая ситуация. Свиного гриппа пока никто особо не боится. По данным туроператоров, в этом году петербуржцы предпочитают летний Египет, Грецию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Италию (в большинстве этих стран отдых соответствует понятию «бюджетный»). При этом из-за многочисленных предупреждений Роспотребнадзора о возможности подхватить свиной грипп, люди стали реже брать путевки в Испанию.

«В целом, по разным странам и направлениям падение спроса составило от 15% до 30% (это примерно уровень 2007 – 2006 годов), меньше страдают массовые, недорогие направления и те, где раньше не было демпинга. Влияет цена, плюс колебание курса валют. Главное, что петербуржцы продолжают путешествовать, так как это уже образ жизни, а для многих и инвестиции в работоспособность. Спрос корректируется в сторону более экономичных туров, что выражается в выборе направления, отеля, культурной программы, сокращается длина поездки», - констатирует вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев.

Если судить по качеству и количеству отдыха, больше всего от кризиса пострадал средний класс. По данным РСТ, именно его представители наиболее активно корректируют свои планы на отдых. Согласно статистике, путевок на сумму от 1 до 3 тысяч долларов в этом году покупают на 30 % меньше, чем в прошлом. Зато возросло количество людей, которые хотели бы отдохнуть на сумму до 1 тысячи долларов. Состоятельные же люди не склонны отказывать себе в удовольствии элитного туризма, они просто сокращают количество поездок с 5-ти - 6-ти, до 2-х — 3-х. Здесь на сокращение идут уже туроператоры, опасаясь того, что люди попросту не раскупят запланированное количество путевок.

«Как всегда, лидирующие позиции в абсолютных цифрах все равно занимает Турция, предлагающая наиболее оптимальное соотношение «цена – качество», - говорит Сергей Корнеев. - Турецкие отели и партнеры почти до середины лета не верили в кризис и держали старые цены и только сейчас их скорректировали. В спину Турции «дышит» Греция (очень активный маркетинг, целый каскад приятных специальных предложений для клиентов и т.п.) и Болгария». Любопытно, что всегда считавшийся недорогим Крым в этом году не пользуется особой популярностью у россиян. На Украину приехало вполовину меньше жителей нашей страны, чем в предыдущие сезоны. При этом, по данным первого заместителя министра курортов и туризма автономной республики Марины Слесаревой, в этом году, чтобы завлечь российских курортников, крымские туроператоры провели широкую рекламную кампанию в России, каждый из них в среднем потратил на это $50 тысяч. Тем не менее, сейчас заполняемость крымских здравниц составляет 86%.

Игроки рынка отмечают, что июнь — июль нельзя назвать неудачными для большинства из них, а вот август их тревожит. «У нас достаточно успешно прошел июль, а начало августа пока мало радует. Никогда не наблюдали такой низкой глубины продаж. Видимо, люди ждут: в августе - сентябре ожидается новая волна кризиса», - говорит директор «Тез Тур Северо-Запад» Виктор Пермяков.