Ростов – папа туризма?

Туристические перевозки из Ростова-на-Дону увеличиваются. Причем темпами, не имеющими объяснения. Как рассказала директор «Роза Ветров Юг» Марина Амбарцумян, особенно активно внедряется в южное небо чешская авиакомпания CSA. Вышедшая на ростовский рынок в апреле прошлого года с одним еженедельным рейсом на Прагу, сегодня она благополучно грузит 4 рейса. Кроме того, вместо прошлогодних 11 рейсов в Анталью, этим летом, по данным ростовских экспертов, туда летает 21 борт в неделю. И это притом, что раньше авиаперевозками из Ростова пользовались жители Краснодара и Ставрополя. Теперь же оттуда есть свои рейсы в Турцию. «Кроме CSA свои услуги предоставляют Lufthansa и Austrian Airlines, а также «КД авиа», Turkish Airlines и еще несколько а/к, – рассказала Марина Амбарцумян. – А вот родной «Аэрофлот-Дон» пользуется все меньшей популярностью у туроператоров. Например, мы еще с марта перестали брать у него блоки по Италии, хотя раньше с этим перевозчиком были хорошие отношения. Но зарубежные авиакомпании предлагают более выгодные условия, к тому же отличаются подчеркнуто уважительным отношением». В целом руководитель «Роза Ветров Юг» уверена, что сегодня южный регион, в частности, Ростов-на-Дону, в отличие от других, не растерял и даже укрепил позиции в туризме по сравнению с прошлым годом.
Информацию о резком увеличении авиаперевозок CSA подтвердил региональный директор авиакомпании по Ростовской области Павел Грдличка: «Если в январе–августе 2008 года в Прагу из Ростова-на-Дону было перевезено 2842 пассажиров, то за такой же период нынешнего – уже 8179. Стыковки через столицу Чехии предлагаются в страны Европы и США (Нью-Йорк и Атланта)».
Однако не все разделяют точку зрения, что выездной туризм в регионе процветает. «Безусловно, Ростов – один из развитых в плане туристического бизнеса город. Но сказать, что самый лучший, нельзя, – считает вице-президент по продвижению турпродукта Ланта-тур вояж Татьяна Коршунова. – По нашим наблюдениям, сокращение объемов коснулось всех, и Ростов по этому показателю где-то на уровне других регионов. Во всяком случае, тех, где есть наши представительства. Согласна, что программы на CSA популярны у ростовчан. Мы предлагаем на этом направлении ассортимент, не отличающийся от московского (“экскурсионка”, комбинированные туры, лечебный отдых)». А вот обилие турецких рейсов, неизбежно влекущее за собой обвал цен, по мнению г-жи Коршуновой, только отвлекает внимание туристов от европейских направлений. Так, сняты прошлогодние программы по Хорватии и Черногории. Кроме того, не осуществляются этим летом полеты в Рим «Аэрофлот-Доном», в Испанию вместо двух рейсов летает один. Сократился поток и на Лазурный Берег, об этом рассказала директор по маркетингу DSBW-TOURS Светлана Платонова: «Мы отказались от чартерной программы на Геную и пересели на “регулярку” Austrian Airlines. Таким образом, количество кресел сократилось».
Словом, прав Михайло Ломоносов: если где-то прибыло, значит, где-то убыло.