Неудобные цены на авиабилеты

Завершение зимних каникул снизило ажиотаж на рынке авиаперевозок. Новогодние праздники порядком опустошили карманы россиян. К традиционным новогодним растратам добавилось повышение цен на авиабилеты. В декабре уже было нереально купить билеты по старым ценам, так как в преддверии праздников резко возросла их стоимость, превысив традиционный тариф в 1,5-2 раза. В качестве оправдания основной причиной авиаперевозчики называли повышение стоимости топлива, цена на которое выросла с 20 до 25 тыс. рублей. Поскольку расходы на топливо в структуре авиакомпаний составляют от 35 до 60%, вопрос ценообразования на предоставляемые ими услуги напрямую зависит от нефтяного рынка. Данная ситуация обусловила введение тарифных надбавок для туроператоров. Со второй половины декабря некоторые из них требовали с клиентов доплату за путёвки, приобретённые ими ранее. Поскольку людям совершенно не хотелось лишать себя удовольствия и жертвовать давно запланированным отдыхом, они были вынуждены согласиться и доплатить приблизительно 19-20% до первоначальной стоимости билетов. Парадокс ситуации состоит в том, что именно авиакомпании диктуют кабальные договора, в которых и предусмотрено не планированное повышение цен на билеты. Безусловно, изменение цен на топливо, происшедшее в конце осени, существенно повысило цены. Аналогичная ситуация имела место в 2004 году. Массовое подорожание произошло в основном на чартерных рейсах. Особенно это ощутили туристы, совершавшие перелёты в дальние страны, такие как Таиланд, Индия, Шри-Ланка. В свою очередь подорожание цен на авиаперевозки повлекло за собой повышение цен на турпутёвки.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые авиакомпании, используя в своей работе не совсем этичные нормы, оборачивали с пользой для себя возникший ажиотаж. Складывается ситуация, когда спрос гораздо превышает предложение. А раз есть спрос, то и цены можно поднимать. Собственно так оно и происходит. В пик сезона на 30-40% повышается цена билета. Авиакомпания компенсирует потери, которые возникают в межсезонье, когда им приходится понижать цены и проводить всевозможные акции. Проблема состоит в том, что авиакомпании имеют приоритетное право формирования стоимости билета. Это и позволяет им манипулировать ценой в зависимости от спроса. Всё объясняется очень просто. На рынке заграничных авиаперевозок отсутствует должная конкуренция. Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отметил, что небольшое количество российских авиакомпаний, приблизительно около 100, обуславливает их низкую конкурентоспособность. Поэтому они совершенно спокойно могут повышать свои тарифы, оставаясь в рамках закона. Для решения проблемы необходимо повышать число компаний, работающих на данном направлении.

Чтобы картина авиаперевозок не выглядела такой удручающей, авиакомпании возражали, заявляя о введении ими т.н. экономичных билетов. И разве они виноваты в том, что эти билеты были раскуплены в сентябре? Впрочем, раскуплены были и дорогие билеты.

Но защитники прав потребителей убеждены, что, вероятнее всего, экономичные билеты были раскуплены компаниями-посредниками, которые тоже хотели подзаработать и повысили стоимость билета. Увы, не существует законодательных мер, которые могли бы противодействовать подобным операциям.