Приключения начинаются
Россияне становятся горячими поклонниками активного отдыха. Но ночевкам у костра они все чаще предпочитают размещение в приличных гостиницах. Найти таковые можно далеко не везде, да и стоимость походов благодаря отелям возрастает в несколько раз.
Семь лет назад, когда Юрий Горбунов задумал открыть собственную турфирму, ему пришлось выдержать немало боев с партнерами, коллегами и родственниками за название будущей компании. Все, что включало в себя частицы "тур" и "тревел", а также различные производные от имени владельца, Юрий отметал сразу - слишком избито. Завлекалочки вроде "открытого мира" или "незабываемого путешествия" ему тоже не нравились, поскольку фирма должна была стать строго специализированной. В результате агентство назвали "Изгиб гитары желтой" - длинновато, зато понимающие люди сразу видят, какие туры здесь предлагают.
"У меня тогда была возможность деньги достать на очень выгодных условиях, и домашние просто запилили - открывай свое дело, сколько можно на дядю работать, - вспоминает Горбунов. Своего "бизнесменства" он, похоже, немного стесняется до сих пор. - Я ночами не спал, думал: что же такого можно сделать, чтобы и не прогореть, и самому интересно было? В дело ведь нужно душу вкладывать, нужно его любить по-настоящему, только тогда оно получается". По-настоящему Юрий не любил ни физику, которой занимался, ни торговлю, которую ему настойчиво рекомендовали в качестве собственного бизнеса. Зато любил походы, палатки, байдарки, песни у костра - все то, что во времена его советского детства считалось верхом туристической романтики.
Так и возникла фирма "Изгиб гитары желтой", предлагающая исключительно походы - сначала пешие, потом и велосипедные, водные, конные. Горбунов закупал палатки, договаривался с затерянными в глуши базами отдыха об аренде фанерных домиков без удобств, подбивал друзей-походников водить маршруты. Клиентов, таких же романтиков, как он сам, с самого начала было немало, а с годами их поток стал только расти.
"Я поначалу даже удивлялся: вроде бы все границы открыты, езжай хоть в Париж, хоть в Гонолулу, отели роскошные, сервис - а люди тянутся к рюкзакам, мечтают зад себе о седло отбивать. И не только такие, как я - ностальгирующие старики, - но и молодежь", - смеется Горбунов. Теперь он уже не удивляется росту спроса. А бизнес, которым занимается Юрий, сейчас стал полноценным сегментом российского туррынка, официально называемым активным туризмом, и именно ему эксперты пророчат самое активное развитие в ближайшее время.
Экстрим на любой кошелек
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), за прошлый год рынок активного туризма в нашей стране вырос более чем на 35%. В этом году аналитики ожидают еще большего увеличения объемов - до 50% по сравнению с уровнем 2005 года. Объем этого сегмента, по экспертным оценкам, сейчас составляет около $3 млрд. в год.
Столь большая цифра плохо ассоциируется с палатками, рюкзаками и лесными тропами, провести по которым группу практически ничего не стоит. Но специалистов это не удивляет. Дело в том, что активный отдых в сознании россиян уже перестал ассоциироваться именно с этими атрибутами советской романтики. "Туристы стараются все чаще совмещать приключенческую, активную часть своего путешествия с размещением в хороших гостиницах и полноценным питанием - то есть вполне устроенным бытом. Соответственно, сейчас уже почти никто не удивляется высокой стоимости такого отдыха и не просит сбросить цену. Наоборот, спрос на дешевые поездки постепенно уменьшается - сейчас люди готовы платить за качественный сервис", - объясняет Тимофей Рогожин, директор компании RussiaDisсovery, специализирующейся на организации активных туров.
Устроить себе запоминающийся, но недорогой отпуск в России пока все еще можно. Например, пеший пятидневный поход в Псковской области обойдется в 3,5 тыс. рублей. Но жить на маршруте придется в палатках, а питаться сваренной на костре кашей. За недельный велосипедный пробег в окрестностях Волги с выездом из Нижнего Новгорода нужно заплатить 4 тыс. рублей - и жить в летних домиках местных турбаз с общим умывальником на улице и самым примитивным сортиром. На такие подвиги способны далеко не все. Западная мода на суровую простоту жизни как лучшее лекарство от стресса до нас еще не дошла - трудностей россиянам хватает и в будни.
Кроме того, прозаические пешие маршруты наших туристов сейчас не слишком вдохновляют. Спросом пользуется все как можно более необычное: не просто водная прогулка на байдарке по тихой речке, а рафтинг, не обычные горные лыжи, а, скажем, спуск с вулканов Камчатки, куда любителей приключений сбрасывают на вертолете. В моде также сафари на квадрициклах и снегоходах, джип-туры, водно-моторные путешествия. Все это, естественно, обходится недешево. Самое скромное сафари обойдется минимум в $300-400. А покорителям Камчатки придется выложить от $2,5 тыс. до $10 тыс., в зависимости от уровня заказанного сервиса. Но те, кто катался с вулканов, уверяют - это того стоит, потому что забыть такой отдых невозможно. Недаром иностранные туристы, мечтающие попасть на Камчатку, порой ждут очереди на поездку по нескольку лет - спрос огромен, а инфраструктура региона очень ограниченна.
Впрочем, россиянам со скромными доходами расстраиваться не стоит: не обязательно сразу замахиваться на Камчатку, можно выбрать промежуточный вариант - не сафари или кайтинг, но и не пешие блуждания по лесу. Например, рафтинг или конные маршруты, пользующиеся в последнее время бешеной популярностью. Эксперты относят их к средней ценовой группе. Стоимость двухнедельного похода верхом составляет в среднем около 20 тыс. рублей. Правда, если провести его, скажем, на Алтае, то к этой сумме нужно приплюсовать еще и стоимость авиабилетов.
Новые романтики
Специалисты РСТ попытались составить портрет типичного потребителя активного отдыха в России. Получилось, что это человек в самом расцвете сил, в возрасте 24-43 лет (раньше более половины клиентов турфирм составляли 35-45-летние, но теперь их доля не превышает 20%). Среди самых активных россиян 49% составляют москвичи. "Это огромный прогресс, - уверяет Рогожин. - Еще два года назад жителей столицы в общем потоке было почти 80%. А теперь к активному отдыху пристрастились люди и из Санкт-Петербурга, и из Московской области, и из Самары, и из Саратова, и из Екатеринбурга".
Эксперты подметили, что любовь к приключениям особенно характерна для представителей отдельных профессий. Самыми активными россиянами оказались IT-специалисты, которые рвутся к природе, устав общаться с компьютерами. После них наиболее горячими поклонниками активного отдыха, как ни странно, считаются осторожные бухгалтеры и педантичные юристы - прыгая с парашютом или погружаясь на глубину, они, видимо, пытаются снять стресс от постоянного груза ответственности. "На пляже никогда нельзя полностью расслабиться. А когда борешься с коварной горной речкой, все рабочие проблемы сами собой остаются за бортом", - говорит Светлана Караваева, менеджер по активному туризму компании "Грин-тур+". Рогожин добавляет, что сейчас приключенческими поездками стали активно интересоваться работники госслужб, образования, культуры и производства.
Приключенческие туры перестали быть привилегией одних только мужчин. Большинство групп как минимум наполовину состоит из слабого пола. Операторы активность женщин только приветствуют, справедливо полагая, что за ними вскоре потянутся и дети, еще больше увеличив спрос. Школьников, кстати, среди "активистов" немало уже сейчас - за последние два года их интерес к приключенческим турам вырос более чем в три раза. Эксперты полагают, что со временем нынешний экстрим вполне может трансформироваться в семейный массовый туризм.
Операторы отмечают: помимо как можно более экзотичных и экстремальных путешествий большим спросом пользуются и комбинированные туры - например, такие, в которых водная составляющая дополняется треккингом, велосипедным маршрутом. Кроме того, многие клиенты турфирм предпочитают совмещать элементы активного отдыха с обычными выездами на природу.
Трудности роста Возможностей для активного отдыха в России, пожалуй, больше, чем в любой другой стране мира. Во всяком случае, их гораздо больше, чем в Европе, где, кроме слишком цивилизованных Альп и до безобразия организованных, вдоль и поперек застрахованных локальных поездок, по большому счету, найти и нечего. Недаром европейцы в последнее время буквально заваливают наши турфирмы просьбами организовать путешествие за любые деньги, но по-настоящему интересное и экстремальное. Например, в RussiaDiscovery уже сейчас лежит 140 заявок из Франции на путешествия, запланированные на следующий год. К началу высокого приключенческого сезона, который в России приходится на лето, их станет как минимум вдвое больше.
По данным РСТ, европейские туристы сейчас составляют 11% от общего объема турпотока на российском рынке активного туризма. Любители приключений постепенно "мигрируют" к нам из соседних Скандинавских стран, где соответствующие туры уже утратили дух настоящего авантюризма, превратившись в столь не любимые экстремалами заорганизованные мероприятия - фактически пародию на экстрим.
В России и европейцев, и собственных граждан ждут и леса, и горы, и реки, причем все это порой в первозданном виде, а о заорганизованности и полнейшей безопасности туристов на маршрутах наши фирмы пока могут только мечтать. Хватает у нас и действительно уникальных мест, аналогов которым найти просто невозможно, - озеро Байкал, к примеру, или все та же Камчатка. Однако при всем богатстве выбора удовлетворить спрос на активные путешествия в нашей стране очень непросто. Это подтверждает и сравнение потенциального спроса с реальными продажами. Байкал в общем объеме продаж составляет всего 2,5% - спрос на этот регион превышает предложение почти в семь раз. Урал, напротив, готов принять у себя 37% экстремалов, тогда как посетить его мечтают лишь 24% путешественников.
"Мы бы с большим удовольствием продавали гораздо больше туров на Байкал или Алтай, но сейчас это невозможно. На Байкале приличная инфраструктура и нормальный сервис, между тем отдых здесь дорог даже для состоятельного туриста. По Алтаю можно составить увлекательнейшие маршруты, однако рассчитывать на качественный отдых здесь не приходится: настоящая беда с кадрами и совсем нет современной, устраивающей туристов инфраструктуры. Если по водным маршрутам в этом регионе у нас почти нет нареканий от клиентов, то по конным - более чем достаточно", - объясняет ситуацию Тимофей Рогожин из RussiaDiscovery.
Подобные проблемы характерны не только для Алтая. Туристическую инфраструктуру нужно строить или реконструировать по всей России. На это, по самым скромным экспертным оценкам, понадобится не менее $10 млрд. Вложенные средства окупятся: один только Байкал рассчитывает через четыре года получать прибыль от производства рекреационных продуктов и вспомогательных работ и услуг в размере 1,6 млрд. рублей в год. Однако пока деньги в туризм идут не слишком охотно. Поэтому многие уникальные места (Кольский полуостров, Камчатка, Красноярский край) не входят в пятерку направлений-лидеров и считаются среди операторов вторым эшелоном. А Якутия, Чукотка, Марий Эл, Архангельский и Хабаровский края только делают первые шаги в активном туризме.
Развитие этого сегмента на сегодня отстает от темпов роста спроса. Во многом это происходит потому, что фирм, серьезно занимающихся активным отдыхом, у нас немного, а специализирующихся именно на этом продукте - вообще единицы. Слишком это трудный бизнес: нормальной связи со многими регионами страны нет, транспортное сообщение оставляет желать лучшего, а логистика активных туров и без того вещь довольно сложная. Однако в последнее время агентств, продающих приключенческие туры, становится все больше. Их интерес особенно заметен на туристических выставках. В апреле следующего года решено провести первый специализированный Летний спортивный салон (пока существует только зимний вариант - Лыжный салон). Чем больше в России будет компаний, специализирующихся на приключенческих турах, тем лучше будет этому сегменту рынка: встав на ноги, операторы постепенно начнут вкладывать собственные средства и в развитие инфраструктуры, как это уже происходит в других секторах российского туррынка.