"Домашняя" Германия
Германия – не самая привлекательная для туристов страна, но если охота не просто список достопримечательностей галочками почеркать, а на людей посмотреть – самое то. Турфирмы, видимо, тоже так думают – потому что простые туры на пару дней дешевле 200 евро можно и не искать. Волевым решением постановили – ехать "дикарем". Добрались до Дрездена – "Венеции на Эльбе" – в год его 800-летия, съездили в Берлин, но самые яркие впечатления остались не от "Сикстинской мадонны", а от шокирующей украинское воображение цивилизованности. Скажу честно: читала об этом уже сто раз, но не могу отделаться от соблазна написать о том же самой.
Заграница начинается с посольства
Загвоздка номер один – прорваться сквозь многочисленные оборонительные рубежи посольства. Вот когда и за что начинаешь ценить фирму, готовую взвалить на себя этот тяжкий груз. А так день-другой пооббиваешь пороги – того гляди, и ехать перехочется. Займи очередь, прорвись через охранника, пройди метало искатель, снова займи очередь, докажи тете за пуленепробиваемым стеклом, что тебе действительно надо ехать, заплати деньги и… получи отказ. Забронируй гостиницу, купи дорожный чек на 700 евро – и снова в бой. Правда, знающие люди поделились опытом, как можно хоть чуть-чуть перехитрить вредное посольство. Сегодня дорожный чек покупаешь, предъявляешь, а завтра – сдаешь назад. Хотя часть денег, конечно, теряешь. Временами казалось, попасть в Германию можно только на ковре-самолете. Но дело обошлось автобусом.
Ода трамваю и туалету
Автобус "выбросил" нас на околице, никого не интересовало, как же нам добраться до гостиницы? Такси не по карману, да и при желании вызвать его не удается – машин с шашечками не видать, а голосовать на обочине в цивилизованной стране, наверное, не положено. Регулярно выручали русскоязычные иммигранты. Благодаря им освоились довольно быстро. Разве что с гостиницей поначалу напутали: приехали в одну, оказалось – название то же, только вместо трех звезд – четыре. До своих трех добираться пришлось таки на такси: 12 евро за 15 минут езды. За трехместный номер на сутки со "шведским завтраком" (что немаловажно для нашего человека) здесь берут 110 евро. Еще по 16 платим за проездной на неделю – все же выгоднее, чем каждый раз почти по два "ойро" (так здесь называют евро) платить. С десяток разновидностей билетов, в которых нам сроду не разобраться, продаются в специальных автоматах на улице и в транспорте. Интересные у них "комплект" для семейного билета: мама, папа, трое детей плюс… собака и велосипед.
Теперь выезд в город нам не страшен. А чудеса цивилизации здесь едва ли не затмевают шедевры архитектуры. Трамваи, к примеру, больше похожи на электрички из фантастических романов – быстры, бесшумны, комфортны, ходят по расписанию – хоть часы сверяй. В центре Дрездена на каждой остановке есть схемы движения и электронные табло – показывают, сколько минут до прибытия трамвая такого-то маршрута. О том, насколько тамошний транспорт приспособлен для инвалидов, мам с колясками и велосипедистов, можно слагать оды. Пол низкий и места специальные для подобного "мини-транспорта". Велосипеды здесь в почете, ездят на них и стар, и… еще старее. Причем модели в большинстве своем простенькие, часто с корзинками для покупок. И отведены им на тротуарах специальные дорожки, обозначенные невиданными у нас дорожными знаками.
Но самый большой культурный шок мы испытали от… пардон, общественного туалета. За четверть евро вам: автоматически откроется дверь, в нужный момент сольется вода, подставите руки в окошечко – польется сначала пенная жидкость, потом чистая. А когда выйдете и за вами закроется дверь – внутри прогремит водопад дезинфицирующего раствора, который смоет все подозрения в не гигиеничности.
Стыдно признаться – о существовании музеев и памятников архитектуры после такого "культурного шока" вспоминаешь не сразу. Пообвыкшись среди благ цивилизации, направляем стопы, конечно, в Дрезденскую картинную галерею – одну из крупнейших в мире. Дня хватит только на то, чтобы бегло осмотреть полотна Рубенса, Тициана, Ван Дейка, Рембрандта, Рафаэля, Дюрера, Вермеера, Дега и на пару минут задержаться у знаменитой "Сикстинской мадонны" Рафаэля. Рядом с дворцовым ансамблем Цвингера – шедевром барокко, в который входит галерея, – Дрезденская опера и самая большая церковь в Саксонии, Хофкирхе с 38-ю статуями библейских и исторических фигур. А в нескольких минутах ходьбы – Фрауэнкирхе, самая большая в Германии протестантская церковь, построенная в середине XVIII века. Трудно поверить, что в апреле 1945-го разрушила три четверти исторических и культурных памятников было сметено бомбардировкой авиации союзников.
Жилье немецкого бюргера
Окружающий гостиницу квартал дает более чем полное представление о способе жизни немцев. Большинство обитает в одно- или двухэтажных непохожих друг на друга и уютных домишках. Уж не знаю, каким там интерьерным украшательством балуются внутри, но снаружи в изобилии цветы, декоративные бассейники да забавные фигурки. Напротив нашего приюта – местные "гостинки", четырехэтажные дома в несколько парадных. Но таких меньше.
Где-нибудь на окраине участка замаскированы контейнеры для мусора: его тщательно сортируют не только в придомовых баках, а даже в уличных мусорниках, разделенных на 4-5 секций. Еще один шок, сравнимый разве что с неизгладимым впечатлением от уличных туалетов, – трепетное отношение к таре. Поучившись у немцев экономности, купили как-то упаковку пол-литровых бутылок с минералкой. Присмотрелись к чеку – непонятно за что с нас содрали "лишних" два евро. Непорядок! Оказывается: пустую тару нужно забросить в специальный автомат, который, проглотив ее, выдаст чек на ту же сумму. А с ним пожалуйте на кассу. Зрите в корень немецкого благосостояния!
Язык до Берлина доведет
Те же русскоязычные иммигранты учили: хотите в Берлин – планируйте на субботу-воскресенье и покупайте "вохененде тикет", то есть билет выходного дня. За 32 евро хоть впятером езжайте! Правда, предупредили – ездить по нему можно только на определенных поездах. Добирались мы с пересадкой, но зато в какой электричке – просто ракета на рельсах, с комфортом на уровне самолета! Берлинский вокзал, сооруженный специально к чемпионату мира по футболу – многоуровневое нечто с магазинами, фаст-фудами и прочими заведениями первой, второй и далее необходимостей.
Пять минут ходьбы– и мы у Рейхстага. Впечатляют размерами не только здание, но и очередина желающих пройти по следам Героев Советского Союза Егорова и Кантарии. Нам в этот раз не светит. Зато Бранденбургские ворота – без проблем. Сквозь них проходим на главную улицу – "Липовую аллею". Мы в Берлине? Мы в Берлине. Мы в Берлине! Но увидеть его толком не успеваем: ноги подкашиваются от усталости, а еще надо успеть съездить в тысячелетний Потсдам – резиденцию прусской королевской семьи с дворцом Сан-Суси. Полчаса на электричке, 15 минут на автобусе, еще полчаса пешком. Парк красив, но вот дворец… Того, кто был в Петергофе, этим не удивишь. Спешим назад в Берлин, чтобы успеть на электричку в Дрезден. На этом месте начинается наше главное немецкое приключение.
Неспроста мне не понравился хмурого вида контролер – было, знаете, нехорошее ощущение под ложечкой. Протянули ему билеты, замерли – не те, говорит, билеты. По ним на этом экспрессе не положено. Не виноваты – ответствуем, спрашивали в инфоцентре, нам список распечатали, по которому "можно". Дядька ни в какую – или доплачиваем, или штраф. Увидели немецкий педантизм в действии, что называется. Денег на доплату нет – что с нас взять? Выписал штраф. А платить-то не хочется – лучше остатки евро на шмотки да сувениры пустить. Подняли на ноги знакомых, оправдательное письмо в центр обслуживания пассажиров написали – и ладно. Выпустили на границе – и хорошо. Ответа на киевский адрес ждем до сих пор.
А вообще нам в Германии понравилось. Конечно, не фейерверк эмоций и дурман бессонных ночей, но… За пять дней даже привыкнуть успели. Уютно там как-то – почти как дома. Только все для людей.