Ужас туриста
Мы отправляемся в отпуск, чтобы отдохнуть и отвлечься от проблем. Однако если вдали от дома возникает чрезвычайная ситуация, нешуточный стресс и финансовые неприятности вам гарантированы. Наши эксперты рассказывают о том, как вести себя в сложной ситуации.
Без денег и документов
Проблема: У вас украли сумку, в которой были деньги, кредитные карты, билет и паспорт. Как быть?
Решение: Оповестите банк о пропаже карт, чтобы их заблокировать. Затем обратитесь в полицию с заявлением о происшедшем и получите официальное подтверждение кражи. Свяжитесь с Консульством РФ, которое предоставит вам справку на выезд, и представителем турагентства или авиакомпании для оформления копии авиабилета. Перед выездом в отпуск сделайте копии документов, кредитных карт и авиабилетов. Один комплект копий оставьте доверенному лицу дома, другой храните в сейфе отеля. Имейте в виду, что в Европе совершенно не обязательно носить с собой оригинал паспорта, тем более во время прогулок вам не нужен авиабилет. Достаточно иметь с собой страховой полис и копию паспорта. Кроме того, от потери или похищения документов можно застраховаться. В этом случае страховая компания предоставит информацию, необходимую для выполнения формальностей, оплатит консульский сбор.
Дешевая техника оказалась бракованной
Проблема: На отдыхе вы купили фотоаппарат известного международного бренда. Вскоре после возвращения он сломался. Действительна ли гарантия на территории России?
Решение: Поскольку договор купли-продажи фотоаппарата был заключен на территории иностранного государства, то ситуация регулируется законодательством той страны, где куплен товар. В гарантийном талоне вы можете найти информацию об обязательствах изготовителя, в соответствии с которой и нужно действовать. Если на территории России есть сервисный центр, осуществляющий ремонт товара, обращайтесь туда. Если такого сервисного центра нет, а ремонт будет стоить дорого, можно связаться с зарубежным сервисным центром и отправить товар туда. Если такой сложный путь не имеет смысла, то вам остается только осуществить платный ремонт на территории России. Вообще же, покупая технику за рубежом, нужно выбирать товар, на который дается международная гарантия.
Выросла цена поездки
Проблема: Через турагентство вы заранее забронировали авиабилет и тур, а когда дело дошло до оплаты, вам сообщают, что цена выросла по "не зависящим от турагентства причинам".
Информация: Статья 10 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что каждая из сторон (то есть турист и туроператор) вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К таким изменениям относятся непредвиденный рост транспортных тарифов, введение новых налогов и сборов или повышение действующих.
Решение: Турагентство может поднять цену на тур и авиабилеты только в том случае, если докажет, во-первых, что изменение транспортных тарифов или налогов и сборов было непредвиденным и произошло уже после заключения договора. А во-вторых, что эти транспортные тарифы, налоги и сборы связаны с конкретным туром, который вы купили. В противном случае вы можете обратиться в суд с исковым заявлением.
В рекламном буклете все было не так!
Проблема: Отель, в который вы приехали, не имеет ничего общего с фотографиями в рекламном проспекте. Бассейн закрыт на ремонт, а половина территории в строительных лесах. На фотографии вы ясно видели, что отель расположен у берега моря, на деле же оказывается: чтобы попасть к пляжу, нужно пересечь небольшую железную дорогу и оживленную автомагистраль.
Информация: Прежде всего проинформируйте турагентство и принимающую сторону о том, что отель не соответствует той информации, которую вам предоставили при заключении договора. Потребуйте замены отеля на отель такой же категории, но в котором не ведутся строительные работы и который расположен на первой линии. Требование лучше всего составить в письменном виде и вручить под расписку представителю принимающей стороны, а кроме того, по факсу отправить в турагентство. В требовании укажите срок для изменения отеля, например сутки.
Решение: Если проблема не будет решена, надо позаботиться о сборе доказательств: сфотографируйте или снимите на камеру условия проживания в отеле. Можно вместе с другими туристами, проживающими в том же отеле, составить протокол о выявленных вами недостатках. В нем должны быть указаны не только фамилии туристов, но их адреса и контактные телефоны, чтобы при необходимости их можно было пригласить для дачи свидетельских показаний в суде. Вернувшись из путешествия, в течение двадцати дней подайте претензию турфирме, в которой ясно изложите суть проблемы, и потребуйте компенсацию. Размер компенсации вы можете определить самостоятельно. Однако надо учитывать, что туром вы все-таки воспользовались, поэтому вряд ли будет оправданно требовать полного возврата денежных средств, если, конечно, не было таких обстоятельств, которые свели на нет весь ваш отдых.
Вы не смогли выехать
Проблема: Вам отказали в визе. Турфирма ссылается на то, что она не несет ответственности за невыдачу визы, деньги за тур не возвращает.
Информация: Туристическая организация несет ответственность за невыдачу туристу визы, когда отказ в визе был вызван непрофессиональными действиями самой туристической организации. Например, документы в консульский отдел были поданы не в полном объеме или не в срок. Если отказ в выдаче визы был обусловлен непрофессиональными действиями самой туристической организации, она должна возместить ваши расходы в полном объеме (ст. 15, 393 ГК РФ), а кроме того, компенсировать причиненный вам моральный вред (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).Когда туристическая организация не несет ответственности за отказ в визе, с вас могут удерживать фактически понесенные расходы, подтвержденные документально.
Решение: Нередко случается, что туристическая организация ссылается на приобретение авиабилетов, которые не подлежат возврату. Но в соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. Если вы отказываетесь от полета позже, то имеете право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25%. Эти правила распространяются на любые авиабилеты независимо от тарифа. Туристическая организация обязана выдать туристу авиабилет, чтобы он имел возможность сдать его перевозчику, уменьшив расходы.
Страховка: От невозможности совершить запланированную поездку по объективной причине можно застраховаться. Такими причинами считаются: смерть, болезнь, травма застрахованного или его близких родственников, обязанность участвовать в суде и следствии, возникновение воинских обязанностей, отказ в выдаче визы.
Вам необходима медицинская помощь
Проблема: Вам или кому-то из путешествующих с вами нужна консультация врача.
Решение: Именно в таких случаях и нужна обязательная медицинская страховка для выезжающих за рубеж. В большинстве стран экстренная помощь бесплатна. Однако, как только вы воспользовались услугами врача, вам в любом случае нужно как можно скорее связаться со страховой компанией, иначе есть шанс, что ваши расходы на лечение не будут возмещены. Отправляясь на прогулку или на экскурсию, всегда держите под рукой полис (а лучше – его ксерокопию, чтобы не потерять оригинал), а также контактные телефоны страховой компании или ее представителей в стране временного пребывания.Кроме обязательного медицинского полиса можно оформить страхование от несчастных случаев. Минимальный срок действия этой страховки – 1 год, и действительна она 24 часа в сутки в любой точке земного шара. Такая программа может предусматривать денежные выплаты за каждый день временной нетрудоспособности.
Багаж пропал
Проблема: Во время авиаперелета потерялся ваш багаж, и вы оказываетесь на отдыхе только с теми вещами, которые взяли с собой в салон самолета в качестве ручной клади.
Решение: Если, прилетев на отдых, вы не обнаружили свой багаж, обращайтесь к представителю авиакомпании. Готовьтесь к тому, что будет заведено дело, ваш багаж станут искать и это займет какое-то время. Некоторые авиакомпании могут предложить вам возмещение убытков, связанных с покупкой вещей первой необходимости, некоторые – нет. Если багаж не нашли и он не задекларирован, стандартная ставка возмещения убытков – 20 долларов США за 1 кг багажа. Если вы оцениваете багаж выше, заполните таможенную декларацию перед вылетом.
Страховка: Еще один возможный вариант – перед выездом застраховать свой багаж от повреждения или кражи. В случае неправильной отправки или утери ваших вещей страховая компания обязана будет возместить вам расходы на покупку одежды, обуви и средств личной гигиены в стране временного пребывания.
Обязательно храните в сейфе
- ксерокопию паспорта или просто листок бумаги, на котором указан номер вашего паспорта, дата и место выдачи;
- ксерокопию авиабилета;
- номера кредитных карточек и телефоны горячей линии банка;
- контактный телефон страховой компании, копию страхового полиса;
- контактный телефон представителя туристического агентства или принимающей стороны;
- адрес и телефон ближайшего Посольства или Консульства РФ;
- контактный телефон вашего оператора мобильной связи;
- деньги, которых вам хватит хотя бы на 3–4 дня в экстренном случае.