Великий желудочно-кишечный тракт

Включив как-то телевизор, я увидел одну из бесчисленных японских передач о туризме. Девушке, только что вернувшейся в Токио из Италии, задали вопрос: «Ну и как вам Милан?». «Вкусно!» - с восторгом выдохнула она.

В любое время суток, «щелкая» пультом по 7 главным каналам японского телевидения, вы обязательно попадетесь хотя бы на одну передачу о еде. «Оосий! (Вкусно!)» - прикрывая рот ладонью пищат девушки. «Умай! (Вкусняк!)», - давятся мужчины и пальцем запихивают вываливающиеся макароны обратно в рот.

Для японцев еда не просто возмещение в организме белков, жиров и углеводов. Для них это культ. С ним они живут, его воспевают, им наслаждаются, через него познают внешний мир. Похоже, что у очень многих из них главные сенсоры, отвечающие за мировосприятие, сосредоточены не в голове, а в желудке, и это - здорово! Да, с одной стороны, бесконечное обилие хлюпающих, чавкающих, хрустящих, глотающих физиономий на японском экране раздражает сильно и даже очень. С другой, лучший способ эту аллергию снять – вспомнить российское телевидение с его «дорожными патрулями», «криминальными хрониками» и тому подобными «веселыми картинками». На наших экранах вместо лапши - выпущенные кишки, вместо свежей рыбы - выбитые мозги, вместо соевого соуса – пролитая кровь. Лучше уж по-японски, право слово!

С точки зрения народно-государственного имиджмейкинга, для японцев нет плохих и хороших стран. Есть вкусные и невкусные. Не всегда теплые отношения японцев с китайцами скрашиваются уткой по-пекински и креветками в кисло-сладком соусе. Корейцев японцы побаиваются, но охотно едят жареное мясо и острые овощами кимчи. Преуспевающий гамбургер – символ мясистых, высококалорийных Соединенных Штатов. Южную Америку японцы представляют с трудом, потому что плохо знают, что там едят. Олицетворение всей Европы – Франция с ее сыром и винами, и Германия с пивом и сосисками. А вот Россия не пользуется популярностью в Японии. Можно долго и упорно предпринимать шаги по улучшению образа нашей страны. А можно «раскручивать» русские рестораны. Сейчас их в Токио более десятка. Это мало, очень мало. Когда я уезжал из России, точек японского общепита в Москве было 164. Если я хочу объяснить японцам, насколько популярна их страна у нас, я просто называю эту цифру. «Хо-о! (Ничего себе!)» - отвечают они, и просят у меня рецепт пирожков. Логика понятна: мы любим их кухню, значит, мы любим Японию. И наоборот, лучший показатель хорошего или плохого образа России в Японии – количество ресторанов русской кухни. Неинтересные (в японском понимании) страны здесь не «едят».

Помню, как шокировали меня передачи о странах-участниках Чемпионата мира по футболу в 2002 году. О каждом государстве, о каждой команде на японском ТВ был снят ролик. Все они были очень разные (иногда даже показывали сам футбол), но в основном, знакомство шло через еду. Команда Камеруна? Пожалуйста: бананы в кляре! Франция? Как насчет фуа-гра? Италия? Пицца, мамма-миа! Россия? Икра и водка! Баня и гармонь из ряда стереотипов выпали – они несъедобны. Весь мир на столе – не такая уж и плохая идея. Вот еще бы не в таком количестве и не так часто...

Известно, что японцы обожают фотографировать и путешествовать. Почему они не фотографируют еду, я не знаю. А вот почему они путешествуют меньше, чем могли бы, мне известно. Большинство японцев денег на посещение разных стран накапливает к пенсии, а это поздновато – желудок уже не тот.

Внутренний туризм развит здесь чрезвычайно сильно. Рамэн с севера Хонсю, суси из района Осаки, скияки с Хоккайдо и сябу-сябу из Кобэ – что еще нужно японцу, чтобы со вкусом встретить старость? Рассказы о путешествиях часто выглядят так: «Сначала мы поехали на Тохоку и ели там лапшу. Потом мы побывали в Тиба, где была вкусная жареная рыба. Потом мы поехали пробовать...». Конечно, очень и очень многие дедушки и бабушки отваживаются на путешествия и за границу, но там – в Париже, Нью-Йорке, Барселоне и Москве они с трепетным волнением ищут рестораны японской кухни – они просто не могут без нее жить. Мой знакомый японец, которому едва за сорок, выезжая каждый год в Европу, обязательно берет с собой супчик мисо быстрого приготовления и большую упаковку сушеных водорослей нори – вдруг захочется вспомнить родину? Отвлекаясь от темы, скажу, что наши люди родину тоже вспоминают – по-своему. Прошлым летом мне довелось общаться в Токио с двумя каратистами из Челябинска. «Где здесь можно дешево поесть?» – спросил меня один из них. В «Ёсиное» - назвал я сеть самых дешевых в Японии закусочных. «А это... водку там подают?» - поинтересовался спортсмен. «Нет», - удивился я. «Что ж, мы, как нелюди, только жрать будем?» - в свою очередь изумился он.

Японцы крайне любопытны по своей природе. Изучая мир, они способны забраться в его самые потаенные уголки. Особенно, если там кормят. Желательно, вкусно. Любимые передачи – в жанре гастрономического туризма: о приключениях, перемежающихся экзотическими застольями. Этакий «смачный» «Клуб путешественников». Еще бы ведущему шевелюру Макаревича... Или лучше Сенкевича? Японская военная журналистка передает из района боевых действий в Ираке: «Я каждый день ем здесь американскую говядину из солдатского пайка. Оосий!»

Жареное мясо в Мадриде, булочки в Париже, спагетти в Неаполе, шаурма в Стамбуле и, наконец, Китай с его пекинской, нанкинской, кантонской и шанхайской кухнями – вот он: Великий японский желудочно-кишечный тракт! Не менее важный для них и не менее прибыльный для нас, чем Транссиб, если мы сумеем изогнуть его дугу к северу, и миллионы японцев своими глазами убедятся, что пельмени не делают с начинкой из селедки, борщ не едят палочками, а варенье не накладывают прямо в чай!

В моей японской квартире нет интернета. Отправлять статьи я приезжаю в ближайшее к дому интернет-кафе, которое правильнее было бы назвать интернет-рестораном. Помимо компьютеров здесь предоставляется неизбежная японская услуга – питание. Сидя в кабинке перед экраном монитора, я слышу, как со всех сторон раздается скрежет вилок о тарелки, стук палочек, смачное хлюпанье и оглушительное чавканье – мои японские соседи с помощью Всемирной паутины путешествуют по свету. Умай!