Безопасность на горнолыжных склонах
Безопасность на горнолыжных склонах
Подготовка
Снаряжение. При катании на лыжах надо выбрать снаряжение, соответствующее спортивному уровню, росту и весу. Правильно отрегулированные крепления уменьшают риск при падении. Чтобы не плутать по склонам, надо захватить план лыжных трасс.
Защита и страховка. Безопасны только открытые для катания трассы. Лучше всего кататься в каске. Лыжный страховой полис поможет избавиться от многих проблем, если, не дай бог, что-то случится.
Сигнализация. Надо внимательно изучить установленные на трассах и подъемниках знаки безопасности.
Погода. Прежде чем надеть лыжи, необходимо справиться о погоде, открытых трассах, работающих подъемниках и качестве снега.
Подъем
Бугели
• Следует снять с запястья ремень лыжной палки, чтобы быстро освободиться от нее, если она что-то зацепится;
• При падении нужно сразу отпустить штангу и быстро отодвинуться в сторону;
• В конце проезда следует остановить штангу в указанном пункте, иначе механизм может автоматически остановиться;
• Необходимо быстро отходить от места схода, чтобы не попасть под следующую штангу.
Кресельные подъемники
• Рюкзак надо держать на коленях. Находясь за спиной, он может зацепиться за сиденье;
• Нужно опустить предохранительный барьер, чтобы избежать возможного падения;
• Нельзя спрыгивать с сиденья. Расстояние между ним и землей больше, чем это кажется.
Подвесные кабины
• В кабине не должно быть пассажиров больше, чем положено. Запрещено раскачивать кабину;
• Двери открываются и закрываются автоматически. Нельзя прислоняться к ним;
• Не следует выглядывать наружу и выбрасывать что-либо из окна;
• В случае остановки надо терпеливо ждать нового запуска или действий служащих.
Спуск
Приоритет. Приоритет имеет лыжник, находящийся впереди. Траектория и обгон должны быть безопасны для других катающихся. Нельзя кататься под тросами подъемников.
Скорость. При спуске необходимо регулировать скорость и траекторию, учитывая свое мастерство, видимость, качество снега и рельеф. При большом скоплении лыжников надо снизить скорость, особенно в зонах для "начинающих" и на конечном участке трассы. Не следует останавливается, где вздумается. Не надо мешать другим лыжникам, но лучше всегда быть на виду.
Оказание помощи. Любой свидетель несчастного случая обязан оказать помощь пострадавшему, отметить место происшествия при помощи скрещенных лыж, оповестить спасателей.
За пределами трасс
Катание за пределами трасс требует высокого спортивного уровня, хорошего знания горной местности и соответствующего снаряжения. Нужно внимательно изучить рельеф: крутые склоны, скалы, трещины. За пределами трасс вся ответственность ложится на лыжника.
• Не следует кататься за пределами трасс в одиночку. В любом случае надо уведомить о своем маршруте;
• Маршрут надо наметить с учетом погоды, опасности лавин, спортивного уровня и физической выносливости;
• В рюкзаке должны быть приемник-передатчик для розыска пострадавших при обвале, лопата и зонд;
• Чужой след может быть опасным;
• При сомнении в прочности определенной зоны надо увеличить расстояние между лыжниками;
• От спуска следует отказаться, если условия кажутся сомнительными.
Страхование
Зимний отдых намного опаснее обычного, поэтому и стоимость полиса в 1, 5-2 раза выше. В компаниях, серьезно продвигающих туристическое страхование, существуют специальные программы для горнолыжников, включающие в себя такие возможные статьи расходов, как поиск пропавших в горах и т.п. При этом туристам советуют брать повышенное страховое покрытие (не 30, а 50 или даже $100 тыс.). Травмы, получаемые горнолыжниками или сноубордистами, зачастую очень тяжелые. Если невинно пострадавший будет серьезно травмирован, то ущерб может равняться, а то и превышать стоимость лечения. Однако страхование гражданской ответственности спортсмена перед третьими лицами в России не распространено.
Стандартные суммы покрытия при страховании медицинских расходов путешественников колеблются от $15 тыс. До 50 тыс. Базовый тариф по страхованию ДМС начинается от $0, 3-0, 5 в день, а по страхованию ответственности составляет в среднем одну стотысячную процента в день. Затем тариф умножается на коэффициент, зависящий от рискованности данного вида спорта. При катании на равнинных лыжах расценки близки к базовым, горнолыжники переплачивают в 1, 5 раза больше, сноубордисты -- в 2 раза, а любители фристайла -- минимум в 3 раза.