Металлолом напрокат
Брать машины напрокат за границей может быть опасно. Согласно данным мониторинга фирм по прокату в Европе, каждый четвертый прокатный автомобиль оказался неисправен. Российские туристы в последние годы увлеклись путешествиями по Европе на автомобилях, взятых в прокат. Передвигаясь в отпуске на машине, можно с комфортом посмотреть большое количество достопримечательностей. Прокатные конторы обычно расположены возле аэропортов, а забронировать и оплатить аренду автомобиля можно прямо из дома. Однако, как показало исследование немецкого автоклуба ADAC, зачастую из-за желания предпринимателей заработать на каждом клиенте в прокат попадают неисправные машины.
Перед началом отпускного сезона эксперты протестировали прокатные авто и пришли к не утешительным выводам: только половина контор заслужила позитивную оценку, а каждая четвертая прокатная машина имела серьезные технические неполадки. "Желтые ангелы" (так сотрудников этой техслужбы прозвали за цвет униформы и спецтранспорта) проверили более 60 крупных фирм из шести стран, на которые летом приходится ощутимый наплыв туристов: Франции, Греции, Италии, Испании, Турции и Кипра.
Немецкие эксперты инкогнито брали машины напрокат, а затем проверяли их техническое состояние. В каждом центре "ангелы" брали на тест по одному автомобилю. Надежность транспортного средства составила 70% оценки. Остальные 30 определили качество обслуживания и условия договора. В результате каждый центр и автомобиль получили оценку: «очень хороший», «хороший», «посредственный», «сомнительный» и «неудовлетворительный».
Для своих испытаний выбирали наиболее популярные в Европе автомобили. Среди них Renault Clio, Peugeot 206, Mitsubishi Pajero, Hyundai Getz, Ford Fiesta, Suzuki Vitara, Opel Astra. Примерно одна шестая – внедорожники. И еще приблизительно поровну среднеразмерных седанов и малолитражек. У большинства экземпляров пробег начитывал 31 тыс. км, и выпущены они были в 2005–2006 годах. Хотя пробег некоторых составлял всего 2–6 тыс. км, это не гарантировало им успешного тестирования.
Среди машин, признанных неисправными, примерно 70% с минимальным пробегом. Более того, 26 сломанным автомобилям еще не исполнилось и года. Чаще всего (у 10 из этих 26) неполадки обнаруживались в рулевом управлении и шасси. Слабым местом большинства участников теста вне зависимости от их возраста и пробега стали колеса, колесные диски и шины.
Примечательно, что самой слабой категорией автомобилей оказались внедорожники. Эксперты протестировали девять джипов и техническое состояние большинства из них признали «неудовлетворительным» (5 шт.) или «сомнительным» (еще 3).
Впрочем, если среди новых машин вероятность найти исправную все-таки существует, старые машины не оставляют в этом смысле практически никакого шанса. Большинство автомобилей, признанных «неудовлетворительными», приближаются к десятилетнему возрасту, а их пробег – к 100 тыс. км. Впрочем, так же как и среди машин, получивших оценку «очень хорошо», все оказались 2006 года выпуска, а их пробег был всего 5–10 тыс. км.
Наиболее надежными эксперты признали машины во французских и итальянских прокатных конторах. В каждой из этих стран было обнаружено всего по одному проштрафившемуся «четырехколесому». На Кипре и в Испании почти половина прокатных автомобилей были признаны «посредственными». Хуже всего себя проявили прокатные авто в Греции и Турции. Здесь машин, не прошедших испытание, оказалось почти 2/3.
В ходе проверки выяснилось также, что 16 фирм по прокату автомобилей вообще не предоставляют своим клиентам детских сидений, а в одной конторе за него попросили еще 46 евро в день. Эксперты отмечают, что в ряде случаев им даже после долгих расспросов так и не удалось выяснить, застрахована машина или нет. Недовольство вызывала и запутанность договоров аренды у многих фирм: большая часть документов была составлена только на местном языке. Самый плохой результат показала компания из Турции. Взятый там напрокат восьмилетний Suzuki Samurai находился в крайне плохом состоянии, а договор об аренде был составлен путано и противоречиво. Победителями были признаны центр фирмы Avis на Ибице и выданный ими на прокат автомобиль Volkswagen Polo: эксперты были удовлетворены и техническим состоянием машины, и качеством обслуживания клиентов салона.