Миллионы огней Гонконга. Поездка в город рукотворных чудес

Писать о Гонконге трудно. Для тех, кто там не был, он часто представляется городом - легендой, чем - то фантастическим, запредельным. У тех же, кому посчастливилось его увидеть, этот город вызывает целую гамму чувств - от восхищения до разочарования, от удивления до раздражения. Но, я думаю, никто не остается равнодушным к этому современному чуду.

По-моему на Земле нет другого подобного места, где на нескольких клочках земли, на девяносто процентов занятых горами, расположенных в районе, собравшем большинство "подарков природы" - землетрясения, цунами, тайфуны, штормы, места, где при почти стопроцентной влажности и изнуряющей жаре, возник и процветает один из богатейших городов мира, места, где Европа и Америка перемешана с Азией, где при бешеном ритме жизни, сохраняются и берегутся древние китайские традиции.

Чудо первое

Итак, первое рукотворное чудо - гонконгский международный аэропорт Чек Лап Кунг.

Аэропорт уже несколько лет удерживает титул одного из лучших в мире по удобствам для пассажиров, инфраструктуре и целому ряду других критериев. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные среди 5.5 миллионов респондентов в 90 странах.

Комплекс аэропорта - это высший пилотаж инженерной мысли и ее претворения в экстремальных климатических условиях.

Остров, где расположен Чек Лап Кунг - первое и пока единственное дитя соседнего Лантау. Ребенок почти вплотную примыкает к своему отцу и насыпан полностью из его грунта.

Работы по созданию этого искусственного острова продолжались в течении трех лет, круглосуточно и непрерывно.

Международный аэропорт Чек Лап Кунг принял первых пассажиров в 1998 году. Сегодня он один из крупнейших в Азии и в мире.

Огромное здание пассажирского терминала, взлетно-посадочные полосы и все службы аэропорта, включая гигантские компьютеризированные склады карго, находятся на этом искусственном острове.. Сам терминал напоминает в плане букву Н, где в одной вертикали - залы прилета и вылета, магазинами, кафе и ресторанами, к другой вертикальной стойке примыкают рукава для проходов в самолеты, а в горизонтальной, под землей, проходит трасса внутренней железной дороги, которая полностью управляется электроникой, включая поезда без машиниста. Здание терминала перекрыто единой конструкцией в виде арок так, что, при необходимости, можно полностью изменить внутреннюю планировку, не затронув при этом внешнее покрытие и несущий каркас.

Но все, что расположено на острове, это лишь часть комплекса.

Аэропорт соединен с центральными районами Гонконга новой многополосной автострадой и скоростной железнодорожной линией Airport Express, построенных в рамках этого же проекта. Для перехода с острова Лантау на "материк" - Коулун, сооружены два подвесных моста - Кап Шу Мун и Тинг Кау - двухуровневые - верхний этаж автомобильный, нижний для поездов. Комплекс этих мостов в настоящее время самый большой в мире.

В этот же проект входит проложенный под проливом Виктория туннель, по которому автомобили попадают прямо в коммерческий центр города Сянган, а скоростной поезд, проходя этот же туннель, только этажом ниже, прибывает на подземный железнодорожный вокзал Airport Express, расположенный под 86 - этажным небесно-голубым небоскребом Международного торгового центра, пятым по высоте в мире.

Когда, пролетев почти весь азиатский континент, мы приземлились, и, пройдя соединительный трап, вышли непосредственно в здание пассажирского терминала аэропорта, первое, что бросилось в глаза – это его стерильная чистота. Сверкали зеркальные полы, блестели и переливались колонны и стены из тонированного алюминия и нержавеющей стали. Дорогу к поезду показывали жестами улыбающиеся китаянки в красной униформе.

Платформа отделена от рельсов прозрачной стеной со стеклянными же дверями так, что во время ожидания можно скользнуть взглядом по подсвеченным рекламам на противоположной стене.

Поезд подъехал почти сразу, кабина машиниста хоть и имелась, но была пуста. Минута на посадку, закрываются двери вагонов и, одновременно, стеклянные на платформе, состав резко набирает скорость и спустя две минуты мы уже в главном здании терминала.

Деревья нежного розоватого цвета украшены ленточками и множеством записок. Здесь это что – то вроде новогодней елки. По залам ходят китайцы в красных национальных халатах - молодежь, подрабатывающая распространением рекламы. Все очень вежливо, ненавязчиво, с улыбкой, причем не искусственно - приторной, а вполне естественной. Прежде всего, нужно сообщить домой о нашем прибытии. Телефонный аппарат необычен. Здесь и собственно телефон, и факс, и интернет, и много еще каких - то незнакомых услуг.

На платформе скоростного поезда Airport Express - тоже разнообразные автоматы, но имеется и касса - большая редкость в этом электронном мире. Билет до конечной станции Гонконг довольно дорогой - около 100 гонконгских долларов ( HK$ ), но приобретая два билета, мы уже платим по 80. Кроме того в кассе нам дают проспекты с различной информацией и сообщают, что для тех, кто пользуется поездом этой линии, от станции Гонконг ходит бесплатный автобус, маршрут которого проходит почти около нашего отеля. Он совершает объезд нескольких гостиниц по определенной трассе. От станции Гонконг таких маршрутов три - каждый обслуживает определенную группу отелей, а от предыдущей станции Коулун – семь.

В центре вагона довольно широкий проход, а, по обеим сторонам, по два кресла, причем до середины вагона они направлены в одну сторону, а дальше - в противоположную. В спинку каждого сиденья вмонтирован телевизор. Пассажирам здесь предлагается шесть программ, одна из которых – видео путеводитель по городу с обязательным Джеки Чаном, лицом и визитной карточкой гонконгского Управления по туризму.

Наконец, поезд тронулся и, набрав скорость около 200 км в час, помчался в сторону одного из самых больших и богатейших городов мира.

Проскочив через мост на остров Лантау, мы увидели группу высотных, примерно по сорок этажей, однотипных, панельных домов. Это был город, построенный вместе с новым аэропортом - Тунг Чунг.

Возле каждой квартиры во время строительства были подготовлены бетонные короба для установки кондиционеров. Рядом с домами, во дворах - небольшие деревья и скамейки. Но при этом, здания в целом производят впечатление некоторой запущенности, даже при взгляде с, несущегося с большой скоростью, поезда.

Оба подвесных моста мы проехали по нижнему ярусу, в тоннеле, и перебрались небольшой островок Тсунг Ю, с одноименным городом. Здесь находится первая остановка экспресса.

Еще один небольшой мост через канал Рэмбли и вот мы уже на полуострове Коулун.

Мимо проносились аккуратные промышленные здания, многоэтажные гаражи - это был район, прилегающий к морскому порту.

Станция Коулун - подземная и, въехав перед ней в тоннель, поезд на поверхность уже не поднимался, а продолжал свое движение под проливом Виктория.

Светящаяся полоса электронной схемы над дверями вагона быстро сокращалась, показывая, что мы приближаемся к главному вокзалу линии Airport Express - станции Гонконг.

Огромный подземный терминал с обязательным новогодним розоватого цвета деревом в центре, множество переходов и выходов. Однако, благодаря четкой и удобной системе информации, мы довольно быстро нашли место посадки на автобус.

Наш маршрут номер два, автобус небольшой, удобный, с полками для багажа, мягкими креслами и телевизором. Одна проблема - он не привозит прямо в наш отель, а останавливается недалеко от него, около Hong Kong Convention Centre..

Автобус выезжает на поверхность и вливается в поток машин, движущийся по широкому многополосному проспекту, застроенному многоэтажными зданиями.

День сегодня предпраздничный, но рабочий, и, видимо, сокращенный.

Остановки городского транспорта переполнены. Двухэтажные автобусы и трамваи, тоже двухэтажные, движутся один за другим, почти в хвост. Но особых пробок нет, так как проспект достаточно широк и имеет специальные полосы для автобусов, такси, трамваев и частного транспорта.

Движение левостороннее, как наследство от англичан, автомобили преимущественно новые, последних моделей, много немецких – Mercedes, BMW, Audi..

Наша остановка - последняя на маршруте и водитель, сжалившись, довез нас прямо до входа в гостиницу, где чемоданы тут - же перегрузили на тележку и потом мы их увидели уже в своем номере.

Знакомство с гонконгским сервисом

Нас встретил огромный, облицованный мрамором, холл с великолепной подсветкой и обязательным новогодним деревом при входе.

В регистрации днем и ночью находятся постоянно несколько человек и они, при необходимости, заменяют друг друга. В дальнейшем, когда мы только приближались к стойке, чтобы взять или отдать ключ от номера, один из клерков немедленно бежал именно в ту точку, где мы должны были подойти, чтобы не дать нам сделать лишний шаг. Тут же, в холле, коридорные, готовые перенести чемоданы, вызвать такси или оказать другие услуги.

Окно в номере выходило во двор, образованный отелем и соседними небоскребами, в стеклянной облицовке которых отражалась и наша комната. Пытаясь увидеть небо, я даже лег на пол, но, кроме зеркальных стен, уходящих ввысь, ничего не разглядел.

Дворик идеально чист, в углу - четыре мусорных бака, каждый другого цвета, для разных сортов отходов.

В общем, "окно с видом на помойку", только в положительном, гонконгском варианте.

Несмотря на то, что наш отель относился к категории трехзвездочных, обслуживание в нем было на уровне как минимум четырех, по европейским стандартам.

В целом гонконгский сервис заслуживает очень высокой оценки. Это относится не только к отелям, но и к многочисленным ресторанам, шопинг - центрам и даже к ночным рынкам.

Первая прогулка

На этот первый вечер у нас было запланировано мероприятие под названием "Симфония света".

Гонконгское лазерное шоу "Симфония света" вошло в Книгу рекордов Гиннеса как "самое масштабное постоянно действующее светозвуковое шоу в мире".

Каждый вечер на променаде полуострова Коулун, находящемся прямо напротив центра Сянгана, собираются тысячи людей, в большинстве своем туристов, посмотреть это необычное зрелище.

Вид отсюда на "лес" высотных зданий Сянгана великолепный, как при солнечном освещении, так и в темное время суток. Именно здесь лучше всего наблюдать и лазерное шоу, которое представляется на крышах и стенах двадцати сянганских небоскребов в деловом центре города. Кроме того, зрители могут настроить свои радиоприемники на специальную волну, на которой передается музыка, по настроению совпадающая с эпизодами шоу.

Постепенно изменяется цветовая гамма, а с крыш небоскребов лазерные лучи выписывают причудливые узоры в небе. Эти огни отражаются в морской воде.

По проливу медленно проплывают ярко освещенные огромные круизные лайнеры, проносятся небольшие прогулочные корабли, почти все выполненные в китайском стиле - яркая, преимущественно красная с золотом, окраска, загнутые вверх края крыш и море разноцветных китайских фонариков.

Немного географии

Город Сянган, по-английски Виктория, где находилась наша резиденция, представляет собой растянутую по длине и узкую по ширине, полоску земли на одноименном острове. Вся его средняя часть занята горами, центральной точкой которых считается пик Виктория. Здесь расположен самый фешенебельный район.

Город представляет собой несколько широких проспектов, протянувшихся параллельно проливу Виктория почти на всю длину острова.

Первые от пролива улицы - это лицо города, но чем дальше от моря, тем районы становятся беднее, дома старее, а улицы грязнее.

За последним проспектом улочки еще немного продолжают взбираться в гору, но, в конце концов, останавливаются, словно не в силах дальше противостоять природе.

По ширине город разделен на районы, словно нарезанный пирог.

Центральная часть так и называется – Central, Здесь расположен самый высокий в Гонконге, уже упоминаемый, нежно - голубой небоскреб с подземным вокзалом Airport Express, тот на который мы приехали из аэропорта. Честно говоря, это сооружение, несмотря на его грандиозность, море стекла и особую подсветку, напоминает, извините, зеркальный пенис, торчащий на берегу. Тут же шопинг- центр, пристани для паромов местных направлений и в Макао, центральный автовокзал и множество входов в метро.

К району Central примыкает Admiralty, место сосредоточения основных банков и бизнес - центров, а далее, в продолжении - район Ван Чай, с выдающимся в море огромным комплексом Convention Centre, напротив которого мы и жили.

Параллельно проливу, вдоль острова, тянется линия метрополитена. Соответственно району, где она проходит, названы и станции.

Немного о гонконгских пешеходных мостах

Имеются в виду пешеходные переходы через основные транспортные магистрали. Они практически везде надземные. На некоторые из них можно подняться и спуститься по лестницам прямо с тротуара, но, в большинстве своем, эти мосты проходят через здания, в нижних этажах которых размещены или большие торговые центры, или просто несколько магазинов, ресторанов и кафе. Но цель одна - чтобы перейти на другую сторону улицы, вы должны войти в здание, невольно "зацепиться" взглядом или, желательно, кошельком, за многочисленные витрины и лишь потом попадете на мост. На другой стороне улицы вас ждет то же удовольствие, причем, в поисках выхода, иногда путешествуете вдоль магазинов довольно долго. А выбор товаров на витринах...

Правда внутри зданий, прямо при входе и выходе с моста, всегда есть спуск на улицу. Он выполнен в виде вспомогательной лестницы, довольно неудобно расположен и, главное, неясно обозначен.

Гонконгский метрополитен - не чудо, но удобно

В городах Сянгане, Коулуне, да и во всей стране очень развита система общественного транспорта.

Линия Airport Express входит в систему MTR - Mass Transit Railway - гонконгского метрополитена. На острове Сянган проходит только одна, синяя 9 линия. Она соединена с полуостровом и, соответственно, городом Коулун двумя линиями, проходящими через подводные тоннели, далее разветвляясь на несколько направлений и охватывающие многочисленные жилые массивы полуострова.

В окраинных районах действует система скоростных трамваев - легкого метро, соединяющего станции MTR с самыми удаленными жилыми зданиями.

По Коулуну проходят также линии четырех железнодорожных компаний, ведущих через "Новые территории" к границе с КНР. Картина дополняется двухэтажными автобусами и, двухэтажными же, трамваями, которые правда есть только на острове Сянган.

Отличительная особенность MTR от других метрополитенов мира - это многочисленные выходы со станций на поверхность, количество которых иногда доходит до 10 - 15. Они обозначаются латинской буквой и цифрой и, по возможности, максимально приближены к наиболее важным объектам района. Если в какой - либо рекламе или информации дается название ближайшей станции метро, то обязательно указывается номер выхода.

Поэтому, как впоследствии оказалось, хотя мы жили в районе Ван Чай, лучше всего нам подходил выход Е - 7 станции "Admiralty".

Оформление метро довольно простое, без излишеств. Спустившись лестнице, попадаешь в большой зал с множеством автоматов по продаже билетов разных видов.

Здесь же и схема метрополитена. Нажав на ней кнопку, обозначающую нужную станцию, получаешь полную информацию о проезде и билет. Тут же обязательный компьютер с данными о районе, где расположена станция и схемы выходов.

Как и в аэропорту, платформа отделена от поезда стеклянной стеной с дверями, открывающимися вместе с вагонными.

Все очень продумано, рационально, просто и удобно.

"Золотая миля" - первые впечатления

Когда смотришь фотографии или фильмы о Гонконге, в них практически всегда присутствуют улицы, заполненные сверкающими витринами магазинов, множеством автомобилей, автобусов, пешеходов, а над ними – сплошной лес реклам, которые как - бы соревнуются друг с другом по величине, яркости и производимому шуму. В действительности же это зрелище оказалось даже еще более впечатляющим.

Променад полуострова Коулун находится в крайней южной его точке. Здесь, на мысе расположен огромный культурный комплекс с несколькими концертными залами, музеем искусств, планетарием, музеем космоса и множеством всяких развлечений.

Напротив - одна из старейших и престижнейших гостиниц города –"Пенинсула" – "Полуостров", с прекрасным светомузыкальным фонтаном у входа. Рестораны и кафе отеля считаются местом встреч местного "бомонда". Так было при англичанах, так продолжается и сейчас.

Отсюда начинается Натан роуд. Первая ее часть до Монг Кук - района ночных рынков, и есть та самая знаменитая *Золотая миля*. Названа она так из–за расположенных здесь многочисленных ювелирных магазинов. Тут продают также и многое другое, в основном электронику.

В первый вечер, чтобы попасть на фантасмагорическое представление "Симфония света", мы доехали на метро до станции "Тсим Тса Цуй" и вышли прямо на Натан роуд.

"Золотая миля" сразу ослепила и оглушила. Множество ярко освещенных витрин магазинов. Причем, чтобы увеличить площадь показа товаров, витрины сделаны под углом к улице и уходят вглубь. Все верхнее пространство между домами отдано световой рекламе. Вывески оставляют место по высоте только для проезда двухэтажных автобусов, а потом уходят вверх в несколько рядов и даже трудно понять, где они заканчиваются. Но неоновые трубки и лампочки - здесь прошлый век. Большая часть реклам - плоские лазерные экраны от размера обычного телевизора до огромных, величиной с многоэтажный дом. Вся эта "светомузыка", а также множество ярких китайских фонариков, ослепляет сразу при выходе из метро.

И оглушает - автомобили, автобусы, двигающиеся почти в хвост друг другу, масса пешеходов, звуковое сопровождение реклам на экранах, крики зазывал - а они стоят почти у каждого магазина, да не по одному и преимущественно это не китайцы, а индусы. Сочетание света и звука создает непередаваемую, волшебную картину.

Но "Золотая миля" - это не только Натан роуд. Магазины, бары, кафе и рестораны заполняют окрестные улицы и многочисленные переулки.

Возвращаясь в метро после шоу "Симфония света", мы пошли левее Натан роуд, в сторону пассажирских морских терминалов международных линий. Они объединены комплексом гостиниц под общим названием "Марко Поло" и внизу, под землей, шопинг - центр "Харбор сити". Со стороны променада Коулун находится его главный вход. Он представляет собой длинную галерею, где преобладают ярко - красный и золотистый цвета. С потолка свисают огромных размеров китайские фонарики и гроздья светящихся лампочек. Сам же торговый центр - это система широких разветвляющихся коридоров, по обеим сторонам которых находятся магазины известнейших фирм.

В этом лабиринте легко можно заблудиться, что мы с успехом и сделали в поисках выхода. Оказавшись, наконец, снаружи, на бульваре с высокими пальмами, обвитыми гроздьями светящихся разноцветных лампочек, мы направились в сторону метро на Натан роуд, пройдя при этом еще три улицы, параллельные главной, тоже заполненные магазинами и украшенные морем цветных фонариков.

Несмотря на поздний час, на "Золотой миле" жизнь кипела. Ослепляющая и оглушающая Натан роуд. продолжала работать в том же ритме.

Океанский парк - чудо второе

Из новостей – "5,5 миллиардов гонконгских долларов планируется выделить на реконструкцию Океанского парка в Гонконге. После обновления он станет одним из величайших в мире тематических парков. Работы завершатся к 2010 году, к этому моменту число развлечений планируется увеличить вдвое. Управляющий парком заявил, что целью расширения не является создание конкуренции Диснейленду. Эти развлекательные комплексы имеют разную направленность и служат дополнением друг к другу".

"Диснейлэнд" открылся в начале сентября 2005, на год раньше запланированного срока. Построенный по международным стандартам для таких парков, он, в то же время, базируется на принципах Фэн Шуй, как и большинство бизнесов в Гонконге.

Океанский парк - это лучший пример того, что в Гонконге многое делается с размахом. Океанский парк и сейчас, до реконструкции, тоже один из крупнейших тематических парков мира, а, учитывая, что помимо основной тематики, вынесенной в название, в гонконгском парке есть раздел истории и традиций Китая, единственный в своем роде. От автовокзала в районе Central и от метро Admiralty отходят экспресс - автобусы прямо до главного входа, причем цена проезда включает стоимость билета в парк.

Пробравшись через автомобильные пробки на главных улицах Сянгана, автобус поворачивает направо, и въезжает в Абердинский тоннель, который прорезает горный хребет в центре острова и выходит на противоположную его сторону.

Место около въезда в тоннель называется Долиной Счастья и знаменито тем , что здесь находится гигантский ипподром. Китайцы считаются людьми азартными и во время скачек сюда попасть довольно трудно. За один такой день делается до сорока тысяч ставок. Океанский парк размещен на склонах гор, выходящих в Южно - Китайское море, на небольшом полуострове, и имеет два уровня - нижний и верхний.

Пройдя через главный вход, мы оказались на большой площади с клумбами, в которых росли цветы таких необыкновенных расцветок, что они казались сделанными рукой художника - фантаста.

Продвигаясь все дальше вглубь парка, начинаешь понимать, что попал в особое место, очередное гонконгское чудо.

Нижний уровень - это масса пышной тропической растительности, пруды с розовыми фламинго, театр для юных зрителей, дом бабочек и, конечно, "Большие панды". В закрытых вольерах, более подходящих для слонов, содержатся две панды. Эта пара - Ан Ана 14 лет и Жиа Жиа 10 лет, потребляют в день до десяти килограммов бамбука с бисквитами.

После встречи с пандами, мы зашли в оранжерею с растениями, которые были распространены на земле в древности. Так, по крайней мере, написано на плакате у входа. Здесь посетителей ожидает сюрприз - для кого - то шутка, а для кого - то и нет.

Когда, пройдя древним лесом, вы направляетесь к выходу, из-за деревьев неожиданно появляется динозавр. Он, конечно, не настоящий, но неожиданность его появления, пар изо рта, дикий вой и тому подобное могут напугать не только детей.

Здесь же внизу, рядом с "Домом динозавра", расположен очень интересный "Дом бабочек". Он сделан из толстой сетки и внутри, между деревьями, порхают невиданной красоты тропические бабочки.

Рядом находится такого же типа "Дом экзотических птиц" и далее тропинка, подымаясь в гору, приводит в небольшой зоопарк.

На верхний уровень можно подняться по канатной дороге. Здесь устроены две параллельные линии с непрерывным движением вагончиков. Подъем наверх довольно крутой, но он компенсируется великолепным видом на Южно - Китайское море с многочисленными зелеными островами, которые издалека кажутся необитаемыми.

Поднявшись на верхнюю точку и обогнув вершину горы, вагончик начинает спускаться, но недолго, и вскоре прибывает на верхнюю станцию.

Здесь сразу бросается в глаза башня "Ocean park Tower". Она представляет собой высокую трубу, на которую надето застекленное широкое кольцо смотровой площадки. Подойдя поближе и увидев длинную очередь, мы решили здесь не задерживаться. Сколько человек может поднять лифт за один раз? Так можно потерять много времени. А впереди еще столько интересного.

Но вдруг огромная конструкция смотровой площадки стала медленно опускаться вниз, скользя по стволу башни и при этом поворачиваясь вокруг своей оси.

Вся очередь почти в полном составе вместилась в эту, похожую на летающую тарелку, кабину смотровой площадки. И она сразу начала подниматься вверх.

Виды, разворачивающиеся перед нами во время подъема, были еще более захватывающими, чем из вагончика канатной дороги. Вращение конструкции вокруг своей оси позволяло видеть не только море с островами, но и всю южную часть острова Сянган - зеленые леса, небольшие рыбацкие поселки, городки и виллы, спрятавшиеся в зелени. Постояв пять минут в верхней точке, "Летающая тарелка" стала спускаться вниз, давая нам возможность еще раз насладиться великолепными панорамами.

Следующий аттракцион - дельфинарий, где каждый час проходят представления с участием этих животных.

Спустившись по цепочке из нескольких эскалаторов общей длиной 225 метров, попадаешь в совершенно другую часть парка, которая называется "Тысячелетняя история Китая".

Здесь воссозданы в натуральную величину дворцы китайских императоров прошлых веков и здания наиболее известных буддийских монастырей. Тут же расположены небольшие ресторанчики китайской кухни, многие из которых готовят блюда по старинным рецептам.

Кроме того, в этом же углу парка находится японский сад камней и здание с большими аквариумами в рамах, словно в картинной галерее. Все это на фоне необычного сочетания зеленых и розовых деревьев и бирюзового моря. В это время здесь проходило фольклорное представление. Танцор в длинном красном халате носился по сцене. Иногда это делалось под музыку. Собравшаяся местная публика бурно реагировала, выражая свой восторг.

Закончив танец, артист стал бросать в толпу красные бумажные пакетики. Зрители кинулись их поднимать, сбивая при этом друг друга, стараясь захватить как можно больше. Нам тоже достался один. В нем оказалась маленькая шоколадка. Как я узнал впоследствии – это одна из новогодних традиций.

На верхнем же уровне мы посетили аквариум с акулами. Он представляет коридор в форме прозрачной трубы, а вокруг вода. Когда акулы резвятся вокруг тебя - и сверху, и снизу, и сбоку, то становится немного не по себе.

Следующий объект – океанариум. Он устроен таким образом. В центре зала установлен стеклянный цилиндр, заполненный водой, в которой плавают множество самых разнообразных рыб. Вокруг аквариума тянется широкий пандус, спускающийся спиралью вниз так, что в конце пути, вы находитесь на уровне дна цилиндра. Так постепенно можно посмотреть на рыб, живущих на разной глубине.

Мы провели в Океанском парке почти целый день, но так и не смогли осмотреть все его аттракционы. "Мир воды" - атолловый риф, океанский театр, "Мир приключений" - что - то типа луна парка и аттракцион "Тайна потерянного храма" остались до следующего раза.

Новогодний парад - чудо третье

Этот парад традиционно проводится в Гонконге в канун встречи китайского нового года по лунному календарю.

Зрелище необычное - подобного в мире вы не встретите. Здесь есть элементы бразильских карнавалов и традиционных вечерних парадов в "Диснейленде". Но, в целом, гонконгский новогодний парад более самобытный, имеющий, несмотря на европейскую оболочку, китайское лицо. Парад начинается на территории "Tamar Site", концертного зала под открытым небом. Потом движение колонн продолжается кольцевым маршрутом по нескольким улицам в центре Сянгана, снова возвращаясь в "Tamar Site", где проходит заключительное шоу. Невозможно передать словами это праздничное великолепие - необыкновенную подсветку, гром барабанов, многоцветие красок, музыку, искрящиеся от миллионов лампочек и фонариков колонны. Новогодний парад продолжался три часа. Мы смотрели его прямо от входа в наш отель, который, кстати, был выбран по этой причине.

Улица очищена от автомобилей и подсвечена с двух сторон множеством прожекторов, расставленных вдоль тротуаров, вращающихся вокруг своей оси и время от времени меняющими цвет освещения. Все это сопровождается музыкой из расставленных тут же мощных колонок. Впереди каждой группы участников парада ехал, фантастически украшенный и расцвеченный огнями тысяч лампочек и китайских фонариков, автомобиль.

За ним везли небольшую тележку с записью музыкального сопровождения этой колонны, а за человеком с тележкой шли, одетые в красочные костюмы участники парада. Каждая колонна представляла определенную тему, город или страну. Все это перемежалось с группами циркачей на ходулях, школьниками, несущими традиционного китайского дракона и духовыми оркестрами.

Гонконг представляли на параде - Океанский парк, Диснейленд, духовой оркестр полиции, киноцентр и множество детей. Мимо нас проходили колонны гостей - Корея, Вьетнам, Шотландия и США, а почти в конце парада начался настоящий бразильский карнавал, который показала делегация этой страны.

Местные жители достаточно раскованы - наследство демократической Великобритании, много детей, однако они вели себя относительно спокойно. Особенно бурно гонконгцы встречали колонну "Океанского парка" и "Диснейленда".

Завершился парад проходом барабанщиков и нескольких групп школьников, несущих огромных бумажных драконов, каждого из них держали примерно человек по двадцать.

Возвращаясь назад в отель, мы обратили внимание, что после ухода многотысячной толпы, улица осталась такой, как и была до парада, стерильно чистой.

Большой Будда

Остров Лантау - второй по размерам после Сянгана ( Виктории ) - зеленая зона Гонконга. Здесь расположены небольшие городки, "Диснейленд", а также несколько буддийских монастырей. В путешествие на этот остров мы отправились от пристани в районе Central. Паромы отходят отсюда каждые пятнадцать минут. Поездка продолжается примерно час и это хорошая возможность посмотреть одновременно Сянган и Коулун со стороны моря. На острове, около пристани, расположен небольшой городок, окружающий "привокзальную площадь" семиэтажными старыми и довольно запущенными домами, в нижних этажах которых находятся пара ресторанчиков, "Макдональдс", супермаркет и что - то вроде мини базара.

После сверкающего центра Сянгана эта провинциальная убогость удручает. В супермаркете почти все товары импортные, в основном производства Австралии, Новой Зеландии и США. "Макдональдс" тоже соответствует месту - какой - то неухоженный. На площади уже ждут автобусы, расписание которых четко согласовано со временем прибытия парома. И через пять минут мы уже в пути. Дорога идет сначала вдоль берега, а потом начинает резко подниматься в горы. Все вокруг очень ухожено, словно находишься в городском парке. В центре острова, на горном плато Ngong Ping, на вершине холма, куда ведет лестница из 268 ступенек, сидит на троне из лотоса бронзовый Будда, размером в 24 м ( а с подиумом - 34 м) и весом в 202 тонны. На то, чтобы сделать эту знаменитую статую ушло 10 лет, открыта она была в 1993 году. "Большого Будду" видно издалека, со стороны моря, а в ясную погоду даже из Макао. Компьютеризированный колокол звонит 108 раз в день, символизируя этим избавление человечества от 108 бед. Сам подиум трехуровневый. На первом стоят 6 статуй буддийских святых, каждая весом в две тонны. Во втором - маленький музей с живописью и керамикой с изображением жизнеописания Будды.

Монастырь "По Лин", что в переводе означает "драгоценный лотос" находится на противоположной стороне холма "Большого Будды". Он был открыт в 1921 г, чтобы служить приютом для монахов и с тех пор стал крупным религиозным центром, в который входит несколько, ярко украшенных и красиво убранных цветами, храмов. В главном зале находятся три бронзовые статуи Будды. По дороге обратно мы случайно, из окна автобуса, увидели Центральную гонконгскую тюрьму - огромный комплекс зданий, расположенный в глубине острова. Судя по габаритам сооружения, в Гонконге пока еще имеется большой спрос на такие услуги.

Краски праздничного салюта

Очень странно, но на острове Сянган практически нет приморских набережных. На Коулуне, кроме променада возле Культурного центра, все остальное побережье тоже занято портовыми сооружениями. Вдоль "Гонконгского леса" в Сянгане – та же картина. Вся набережная - это площадь вокруг Convention Centre, откуда мы смотрели волшебное представление - новогодний салют - одно из главных праздничных мероприятий. Выглядело это так.

Посередине пролива Виктория, равномерно рассредоточившись по длине, стояли четыре корабля, с каждого из которых одновременно производились залпы. Таким образом, праздничный салют одинаково хорошо просматривался из всех приморских районов, как Сянгана, так и Коулуна. На променаде Convention Centre, площади, украшенной скульптурой "Золотой лотос" - символом торговли, собрались тысячи людей, приехавших из отдаленных районов. Видно было, что это народ небогатый. Местная знать, при желании, может увидеть салют из окон своих вилл на пике Виктория или другом престижном районе на склонах гор. Но, я думаю, у этих людей совсем другие интересы, а это зрелище сделано больше для простого народа и сделано, надо сказать, великолепно.

Сама площадь и, особенно, построенный в форме фантастического корабля, Convention Centre очень оригинально освещены, причем цвета этой иллюминации менялись каждые три - пять минут, и все это торжество света сопровождалось музыкой Вивальди, Моцарта, Грига, Сибелиуса и Вагнера.

С нашего места хорошо просматривались небоскребы Сянгана, украшенные праздничной иллюминацией во всю их высоту - то в виде рождественской елки, то Санта - Клауса, то россыпи звезд. Наконец первые огни салюта расцветили небо, и собравшаяся толпа встретила их аплодисментами.

Все представление длилось примерно тридцать минут. Невозможно описать словами море огней, фантастические конструкции, создаваемые ими. И все это в обрамлении постоянно изменяющейся подсветки Convention Centre, иллюминации окружающих высотных зданий и музыкального сопровождения, которое заглушалось аплодисментами восторженных зрителей. Небо над городом было так ярко освещено, словно дневной свет неожиданно вернулся и, играя миллионами оттенков, пожелал всем гонконгцам, да и не только им, прекрасного нового года.

Улица ленивых пешеходов

В районе Central, недалеко от башни Всемирного Торгового Центра, находится вход на самый длинный в мире открытый эскалатор. Из толчеи оживленных улиц с бесчисленными магазинами и отделениями банков начинается примерно километровый путь наверх, в район жилых кварталов. Петляя по узким улочкам старого Сянгана, эскалатор поднимается в гору, пересекая город поперек. По всей длине его сделаны площадки для выхода на улицы, вдоль которых расположились небольшие магазинчики, бутики, кафе и ресторанчики.

Гуляя по "лесу" модерновых небоскребов, я задавал себе вопрос, а что располагалось на этом месте до их постройки. Вскоре ответ был получен. Шикарные зеркальные башни занимают район примерно трех главных проспектов Сянгана, параллельных морю. А дальше начинается другой город. Поэтому, попадая в Сянган "занебоскребный", испытываешь смешанные чувства. Дома здесь тоже высокие, этажей по пятнадцать - двадцать, постройки 30 - 40 - 50 годов прошлого века. Но, в отличие от новеньких зеркальных высоток первых линий, эти здания, в большинстве своем, запущенные, с застекленными балконами по типу "кто на что горазд", с ободранными стенами, гроздьями кондиционеров и развевающимся цветным бельем. Интересно устроены многочисленные христианские церкви, расположенные в этих районах. Сам храм занимает несколько нижних уровней здания, а дальше начинаются этажи офисные или жилые. Вот примерно по таким местам и проходит эскалатор. Ближе к верхнему уровню расположены синагога и мечеть. 95% населения Гонконга - китайцы, исповедующие буддизм и его разновидности, а остальные 5% - в основном протестанты, немного иудеев и мусульман. Исламское влияние, в отличие от современной Европы, Америки и, даже, Австралии, здесь пока не имеет достаточной силы. Но это пока.

Поднявшись на верхний уровень, мы с удивлением обнаружили, что район здесь, хотя и старой застройки, но чистый и ухоженный. Видно было, что эти места для публики не слишком бедной. Пройдя по этим районам, миновав отдельно стоящий, что здесь большая редкость, протестантский храм, зоологический и ботанический парки, мы отправились в самый фешенебельный район Гонконга.

Гонконгский вариант Голливуда

Во время нашего визита в Гонконг туристическим "хитом" сезона была, недавно открытая, Аллея Звезд кино - копия голливудской. Однако звезды здесь представлены свои, гонконгские. Конечно отпечатки ладоней Джеки Чана и памятник Брюсу Ли – здесь самые популярные места. Аллея Звезд является продолжением променада Коулун, того, откуда мы в первый день любовались чудом "Симфонии Света". Получился большой комплекс, включающий Культурный центр, в открытии которого принимали участие принц Чарльз и принцесса Диана, а также стоящее рядом огромное здание, помпезно названное "Новый Мировой центр".

У входа в музей искусств, части Культурного центра, выстроилась длинная очередь. Здесь проходила выставка импрессионистов из коллекции парижского музея "Д'Орсэ". Кроме этой очереди были и другие, поменьше - в музей космоса, планетарий и в разнообразные выставочные залы. "Новый Мировой центр" - это огромный, замкнутый прямоугольник, верхние этажи которого занимает пятизвездочный отель и престижные квартиры на продажу, а внизу - очередной шопинг центр со стандартным набором магазинов и ресторанов. Но самая интересная и необычная часть комплекса находится под землей. Аттракция называется "Королевство плюшевого мишки". В общем - то это огромный магазин игрушек, где есть все, что можно себе представить. Но, кроме того, здесь много развлечений для малышей, музей мягкой игрушки, в основном, собранных со всего света, мишек и небольшие детские ресторанчики. Словом, если "запустить" сюда ребенка утром, то для него тут найдется занятие на целый день. У эскалаторов главного входа установлен большой, высотой примерно в два этажа плюшевый мишка в красном костюме.

Отсюда же, с нижнего уровня, можно пройти в метро MTR, к началу "Золотой мили", к пассажирским морским терминалам, автобусному вокзалу, подземному железнодорожному вокзалу компании "Kowloon - Canton Railway" ( KCR ), откуда начинается линия в сторону "Новых Территорий" и "Большой Земли" – КНР. Подземные коридоры тянутся километры, но, благодаря четкой информации на китайском и английском языках, хоть заблудиться здесь и можно, но трудно.

Это место - Тсим Тса Цуй - туристический центр Коулуна, да и всего Гонконга. Когда - то здесь располагался Центральный железнодорожный вокзал, от которого осталась только башня с часами - изящное отреставрированное и красиво подсвеченное ночью, сооружение, которое напоминает нам о быстротечности времени. Еще совсем недавно один старый вокзал и, расположенный здесь же морской терминал, удовлетворяли всем потребностям города. Сегодня в Гонконге транспортные терминалы всех видов упрятаны под землю, будь то метро, автобус или железные дороги. Станции соединены между собой сетью переходов, образуя своеобразный подземный город, как здесь, на Коулуне, так и в Сянгане, в районе Central. Недалеко отсюда еще совсем недавно располагался гонконгский международный аэропорт, практически в центре города Коулун.

Заходя на посадку, самолеты почти касались крыш домов, а уровень шума был просто запредельным. Но это была не главная проблема для властей.

Сейчас через Гонконгский морской порт и аэропорт проходит, как уже было сказано, почти шестьдесят процентов всего китайского экспорта.

Но и тогда, в 1988 году, когда начались первые организационные переговоры на уровне правительств Великобритании и Гонконга, старый аэропорт уже стал задыхаться от количества рейсов карго - грузовых, да и от роста пассажирских перевозок. Решение было принято - открыть новый комплекс к 1997 году - году передачи англичанами власти. Новый международный аэропорт вступил в строй с опозданием на год, а с открытием линии Airport Express, завершилось создание современного транспортного комплекса Гонконга.

Главное чудо - шопинг

В Гонконге нет известных достопримечательностей типа древних руин Рима и Афин, парижского Лувра и Версаля, лондонского Тауэра и Биг Бена, святынь Иерусалима.

Здесь есть другое - чудеса инженерной мысли, воплощенные в высотных зданиях, мостах, туннелях, и, бережно сохраняемые памятники многовековой китайской культуры, несколько сотен действующих храмов и монастырей, а также многочисленные музеи и выставки.

Однако, в качестве главной достопримечательности своей страны гонконгцы выделяют прежде всего "шопинг". Это слово в переводе на русский язык означает "делать покупки", но, как мне кажется, оно имеет более широкий смысл, не имеющий точного аналога в переводе. Скорее всего, в данном случае, это весь торговый комплекс.

Гонконг имеет репутацию одного из самых больших в мире шопинг городов. Даже учитывая, что теперь ему составляет серьезную конкуренцию почти вся Восточная Азия. Гонконг похож на джунгли для покупателя, настолько огромен его торговый комплекс.

Цены здесь изменяются от магазина к магазину. За наличные деньги обычно можно купить по более выгодной цене, чем при использовании кредитной карточки. Торговаться можно во всех магазинах, кроме больших универмагов и супермаркетов. Чтобы немного сориентировать гостей, во время отдыха в Гонконге, о стоимости товаров, Управление по туризму специально издает несколько брошюр с рекомендованными ценами. Этикетка этой организации считается символом надежности.

На Голливудской улице находятся самые дорогие магазины, продающие антиквариат всех видов - мебель, ковры, книги, гравюры и многое другое. Там же расположены маленькие художественные галереи.

Шопинг центры, а их в каждом районе несколько, огромные многоэтажные сооружения с полным набором магазинов известнейших фирм со всего мира. Товары здесь далеко не дешевые, часть из них сделана в Китае по лицензии, но подделки совершенно исключены.

Наиболее известные места концентрации таких центров - районы Central, Admiralty, Wan Chai, North Point, Causeway Bay на острове Сянган и Тим Тса Цуй в Коулуне.

Один из самых крупных шопинг центров находится в районе Admiralty. Здесь на наземных и подземных этажах сосредоточены магазины, главным образом, одежды и косметики.

Другой вид гонконгской торговли - универсальные магазины. Это Chinese Goods Centre в западной части Сянгана, Jusco, Cistore, Marks & Spenser и множество других.

Кроме того в Гонконге, как на острове Сянган, так и на Коулуне, есть целые улицы эксклюзивных магазинов и бутиков. Из-за жаркого и влажного климата, в летний период туристам предлагаются преимущественно шопинг туры. В это время в огромных торговых центрах всегда прохладно и нет проблем с летней жарой.

Что же касается открытой уличной торговли, то в Гонконге развита сеть ночных рынков. Вероятно, что это тоже связано с местным климатом. Такая торговля широко распространена на полуострове Коулун в районах, продолжающих "Золотую Милю" - Jordan, Yau Ma Tei и Mong Kok.

На этих рынках можно купить практически все, причем вещи, даже сделанные в Китае, очень высокого качества, в отличие от тех, которые они посылают по всему миру. Каждый рынок имеет определенную специализацию. Например, Ladies Market в районе Mong Kok, где, в основном продают одежду и сувениры. Здесь же, рядом, расположился и птичий рынок. Их пению китайцы уделяют огромное значение, а иметь в доме птиц до сих пор является одной из особенностей этих мест. Стоит отметить, что китайцы выбирают птиц не по их оперению, а по искусству пения.

Есть также продуктовые, рыбные, цветочные рынки. Тут же, на улице, сидят предсказатели со своими атрибутами. В общем, здесь очень своеобразная атмосфера. Если сравнивать шопинг в Гонконге с другими странами, скажем с Англией, Францией, Германией, то, мне кажется, что здесь выбор товаров больше и практически нет подделок.

В Гонконге сконцентрировано множество ресторанов, далеко не дешевых, но с отличным обслуживанием, начиная от огромного многоэтажного плавучего "Джамбо", где официанты получают указания по радиотелефону, до мелких закусочных и баров. Местная кухня славится морскими деликатесами - каракатицами, скатами и другими морскими чудовищами. Кроме рыбных блюд, китайская кухня предлагает разнообразные супы. Правда, все это гастрономическое великолепие рассчитано, в основном, на туристов, так как у местных жителей не принят культ еды. Каждый год, летом, Гонконгское Управление по туризму устраивает "Фестиваль покупок". Например, в 2004, году он проходил с 26 июня по 31 августа и привлек в город 3.7 миллиона гостей. "Фестиваль – 2004" проводился по четырем темам – "Мода и красота", "Драгоценности и часы", "Электроника" и "Китайские традиции". В рамках этого праздника обычно проводится и "Счастливая лотерея", где разыгрывается 60 дорогостоящих призов. Самое зрелищное мероприятие Ярмарки – "Водная фантазия" - мультимедийное шоу, разработанное с помощью новейших технологий. Объемные изображения создаются цветными лазерными лучами. На обе стороны водного экрана, под музыку, проецируются виды Гонконга. Шоу сопровождается специальными пиротехническими эффектами.

Дорога в аэропорт и домой

Ровно в шесть часов вечера автобус стоял у входа в отель. Загружены чемоданы, розданы последние чаевые, и мы отправились по трассе Сянган - Чек Лап Кунг.

Трансфер в аэропорт недешевый, однако, автобус великолепный, похожий на бизнес - класс самолета - широченные кресла из натуральной кожи, телевизоры, а, главное, полная тишина в салоне, благодаря отличной звукоизоляции. Мы проехали вдоль прибрежных небоскребов Сянгана, нижние этажи которых представляли собой карнавал огней, красок, ярких витрин, и поднялись на огромную многоуровневую развязку, ведущую в тоннель, проложенный под проливом Виктория. Во время строительства, части этого тоннеля изготавливались на берегу, а затем, с помощью специальных кораблей, опускались на дно и собирались там в единую конструкцию. Таким образом, мы проехали не под проливом, а по его дну. Переехав на полуостров Коулун, автобус продолжил движение вдоль грузовых терминалов гонконгского морского порта. Картина, открывшаяся перед глазами, нас уже не удивляла - в Гонконге грандиозность это почти что норма. Однако такое количество контейнеров, собранных в одном месте, трудно себе представить. От главной магистрали отходили под прямым углом, уходящие вдаль внутренние проезды. Потом показалось здание циклопических размеров и надписью, сообщающей, что здесь находится управление нового терминала номер один. Сколько же тогда их всего?

За грузовым портом показались знаменитые подвесные мосты, которые в день приезда мы проехали на поезде по тоннелю нижнего уровня. Сейчас, вечером, они подсвечивались таким образом, чтобы можно было увидеть всю их конструкцию.

По мере приближения к пассажирскому терминалу аэропорта, по обеим сторонам шоссе, наряду с рекламными щитами, стали появляться светящиеся табло с информацией о вылетах и прилетах. Так как надписи были довольно крупными, то прекрасно просматривались с движущегося автобуса. По мере приближения к аэропорту, этих щитов становилось все больше.

Автобус подъехал к зданию терминала и вскоре, пройдя проверки и прозвонки, мы расслабились в креслах "Боинга" среди шумных соотечественников и многочисленных групп китайцев, филиппинцев и таиландцев, летевших, кто официально, а кто нелегально, на заработки.

Взлетная полоса Гонконгского аэропорта уходила в сторону моря, так что пролететь над городом нам не удалось. Но в темноте, сзади, еще долго нас провожало красноватое облако. Это было отражение миллионов огней в небе над Гонконгом.

Travel.ru