Многоликая

Умение одеваться - одно из 64 искусств, считают индийцы. Глядя на то, как ловко смуглые женщины заворачиваются в кусок ткани длиной 5 метров и более, без единого шва, как-то сразу и безоговорочно им веришь. Но правильно надевать сари, подобрав к нему чоли и дупатту гармоничных оттенков - недостаточно, ведь каждая складка, каждый браслет имеет скрытое назначение.

Индийские женщины рассуждают так: одежда должна превращать наше неидеальное от природы тело в нечто совершенно неотразимое, кроме того, каждый аксессуар должен помогать раскрываться чакрам, а уж потом сообщать окружающим о нашем благосостоянии, вкусе и т.п. Мода в современном понимании глянцевых журналов для большинства индийских женщин - пустой звук.

Традиции и современность

Как и сто, двести, тысячу лет назад, индианки предпочитают носить сари, реже "пенджаби" - так белые сагибы называют костюм, состоящий из длинной рубашки-камиз, шальваров и платка-дупатты. Конечно, на улицах крупных индийских городов встречаются дамы в европейском платье, бутики крупнейших luxury-брэндов и вообще все признаки мировой цивилизации, но, например, в рекламных роликах моющих средств и йогуртов актрисы одеты исключительно в национальную одежду.

Индийские мужчины более прогрессивны и одновременно страшно консервативны. В начале второй половины ХХ века, во время бурного индустриального развития страны, они дружно отказались от дхоти (куска материи, хитро задрапированного в виде штанов) и шальваров, переоделись в европейский деловой костюм и как будто застряли в той счастливой для них эпохе. Джинсы в Индии остаются уделом столичной молодежи.

Индия - страна, состоящая из штатов, в границах которых проживает множество народностей. Они говорят на своих языках, поклоняются различным богам и веками соблюдают аутентичный дресс-код. Жительницы Раджастана, земли Махараджей претендуют на звание самых пестро одетых: пышная юбка (гхагхара), блузка сложного кроя, часто с открытой спиной (канчил), ослепительная дупатта покрывает не только голову, но может быть причудливо завязана вокруг талии.

Туристы в Индии часто встречают женщин народов банджара и багди. Первые - прапрародители известных всему миру кочевников-цыган - одеты крайне пышно. Их наряды украшены вышивками и огромным количеством крохотных зеркал, считается, что именно банджара изобрели эту фурнитуру. Багди часто становятся торговками украшений, их внешний вид - витрина, они с удовольствием примеряют и демонстрируют на себе весь товар.

Индия - страна традиций. Согласно заповедям индуизма - одной из господствующих религий на территории Индии - тело не является греховным, наоборот, оно - почитаемый источник наслаждения.

Исходя из этого древнеиндийская женщина себя всячески украшала, делая эстетически и сексуально привлекательной, причем украшению подлежали все пять "органов чувств" (глаза, пальцы, нос, губы и уши), а также почти все "органы действия" (руки, ноги, язык). Грудь могла быть открытой или лишь частично прикрытой полоской ткани, индусы не видели в демонстрации этой привлекательной части женского тела ничего постыдного.

Христианские миссионеры и мусульманские завоеватели, каждые на свой лад, "объяснили" народам Индии, что телесные прелести положено скрывать, а телесных удовольствий - стыдиться. Едва ли народ - изобретатель Камасутры проникся этим убеждением сполна, однако северянки с тех пор (приблизительно с XV века) носят пуританское пенджаби, а южанки надевают под сари целомудренную кофточку - чоли.

Нам эти перемены кажутся незначительными, подумаешь кофточка, однако для самих индусов, тысячелетиями полагавших, что прикосновение иглы оскверняет материю, подобные изменения в костюме - настоящая революция. Впрочем, люди из племен, изолированных от сметающего традиции урагана глобализации в джунглях или за стенами гор, продолжают носить традиционную одежду.

Так, дамы маленького народа бондо не обременяют себя излишними на жаре тряпочками, прикрывая наготу лишь украшениями и подобием набедренной повязки. А красавицы из племени мурия, презрев религиозные и общественные нормы, одеваются в мини-сари. Их прическа украшена бусами и гребнями - сколько гребней, столько у нее поклонников.

Современность и традиции

В крупных городах цивилизация одержала безоговорочную победу. Там царит прекрасная спутница общества потребления, мода, и свирепствует мораль. Иногда эти дамы встречаются и устраивают грандиозный скандал, так, например, произошло весной на одном из показов коллекции индийского дизайнера в Мумбаи. По нелепой случайности бретель платья, которое демонстрировала Кэрол Грациас, соскользнула и обнажила грудь девушки. Несколькими выходами раньше подобная "авария" произошла с юбкой другой модели по имени Гаухар Кхан, так что зрители в течение секунд наблюдали безупречные ягодицы мисс Индия. Все это, разумеется было моментально запечатлено на фото- и видеопленку, попало в эфир и на страницы таблоидов. Индийские чиновники предъявили обвинения организаторам показа и на всякий случай закрыли все стриптиз-клубы города, лишив сотни девушек куска хлеба.

Несмотря на то что в Мумбаи дважды в год проводится Lakme Fashion Week, соответствующая мировым стандартам, случай с моделями показателен. У молодого дизайнера в Индии два пути: копить средства и становиться эмигрантом или работать на внутреннем рынке, придумывая коллекции под названием "возвращение к целомудрию".

Старушка Европа принимает экзотических "детей Индии" благосклонно. Риту Бери, которую называют индийской Донателлой Версаче, покорила Париж роскошными туалетами в индийском стиле. Наряды из ее коллекций носит Николь Кидман и абсолютно все суперзвезды Болливуда, но она не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас Риту делает коллекции для собственного лейбла и французской марки Scherrer и мечтает заполучить в качестве постоянной клиентки саму Мадонну.

На Лондонской Неделе Моды уже несколько сезонов блещут Маниш Арора, астральный брат-близнец психоделической принцессы Зандры Роудс, и вполне европейский по духу Ашиш Гупта. Маниш Арора, чье представительство находится в Индии, не меняет климатических привычек, радуя британских поклонников исключительно летними коллекциями. В сезоне-2007 у него сплошная ботаника пополам с энтомологией: жакеты, усыпанные накладными цветами, пестрые, как бабочки, объемные платья и ни одного мрачного оттенка. В коллекции текущего сезона Ашиша Гупты также мало полутонов, краски яркие, насыщенные, но почти нет принтов, зато есть блестки всевозможных калибров на вещичках актуальных фасонов 60-х и 80-х. Пресные fashion-будни Нью-Йорка Ашиш Гупта разбавляет пряными индийскими веяниями на пару с тезкой - Ashish N Soni, - еще одним индийским дизайнером, чей стиль можно определить, как классику с легким этническим акцентом.

Дети индиго

Индия - модная константа, нестареющий тренд в молодежной моде улиц. Ароматические палочки, острая индийская кухня, занятия йогой, болливудские фильмы, псевдо-интеллектуальные разговорчики о карме, чакрах и мечты о зиме в Гоа актуальны уже не первый год и, вероятно, не последний. Пенджаби, дхоти и дупатты сегодня разгуливают по улицам Москвы и Лондона, сопровождая отнюдь не этнических индийцев.

Начиная с конца 60-х, когда первые хиппи из Европы и Америки устремились в Индию за просветлением и беззаботной жизнью, они - униформа богемной молодежи: нью-эйджеров, рейверов, трансеров… Яркие расцветки, простой и свободный крой индийских национальных костюмов, изображения индуистских богов стали синонимами инакомыслия, знаками причастности к определенным субкультурам.

Элементы национального индийского костюма зажили своей жизнью: широкие женские шальвары молодые люди носят наравне с мужскими штанами-дхоти. Девушки порой надевают рубашки-камиз как платье, зашивая слишком высокие боковые разрезы. Дупатты из дамского головного убора превратились в аксессуар, который с удовольствием носят мужчины и женщины.