Азбука автостопа: по Европе с ветерком и без денег

Казалось бы, невозможно добраться из Праги, например, в Берлин абсолютно бесплатно. Или выехать из Варшавы и уже через несколько дней лежать на берегу Средиземного моря. Или - оказаться в Амстердаме и отведать настоящего голландского пива. На самом деле для этого надо просто выйти на дорогу, поднять руку и укатить навстречу приключениям.

Многие думают, что стоп - дело опасное: завезут в глухой лес, ограбят, побьют и выкинут в глуши без денег и документов. На самом деле шанс быть ограбленным или униженным ничтожно мал – в Европе люди цивилизованные и по нашим меркам очень доброжелательные. А автостоп – это лотерея, причем почти всегда беспроигрышная. Но чтобы вытянуть в ней счастливый билет, надо знать несколько элементарных вещей…

Сначала, ясное дело, оформляешь загранпаспорт и делаешь шенгенскую визу (обязательно) – весь маршрут приключения зачастую тебе неизвестен. Визу лучше всего делать на два или три месяца – кто его знает, где и на сколько захочется застрять. После того, как документы оформлены, быстренько собираешься в дорогу.

Нужны – одежда, атлас автомобильных дорог, аптечка и немного денег «на всякий пожарный».

Об одежде стоит сказать отдельно. У профессиональных стопщиков есть даже специальная униформа, которая помогает отлавливать водителей на дорогах. Выбирая одежду, надо учитывать, что возможно долгое торчание на трассе, дождь с ветром и вообще все, что угодно! Но главное: одежда должна быть как можно ярче. Кроме того, всякая оригинальность в одежде вызывает любопытство и увеличивает число остановившихся машин

После того, как вы облачились в яркие вызывающие цвета, можно идти к шоссе. Здесь главное - правильно занять позицию. Именно этот фактор на 80% определяет успех предприятия. Правильно расположиться на дороге – особое искусство, постичь которое можно только на практике. Но есть несколько моментов, которые необходимо учитывать всегда. Во-первых, хорошая позиция должна обеспечивать видимость «стопщика» с достаточного расстояния. Во-вторых, ты должен встать так, чтобы остановившийся водитель не создавал аварийной ситуации и не рисковал повредить машину. Очень важную роль играет и скорость машин на данном участке – чем она меньше, тем легче водителю остановиться. Поэтому следует выбирать участки, где машины снижают скорость – рядом с поворотами, перекрестками, развязками, переездами, постами и т.д.

Позиция выбрана. Теперь пора вступать в диалог с водителями. Тут все очень просто – на Западе издавна используют жест в виде кулака с оттопыренным вверх большим пальцем. При голосовании не нужно стоять неподвижно с постоянно поднятой рукой и глазами, устремленными вдаль, уподобляясь шлагбауму. Рукой нужно энергично помахивать, как бы показывая большим пальцем в ту сторону, куда ты собрался ехать.

Из потока ты выбираешь конкретную машину (лучше всего большой буржуйский грузовик) и голосуешь именно ей, глядя водителю в глаза, чтобы он понял, что голосуют именно ему. При этом вид у стопщика должен быть веселым и жизнерадостным – никому не нужны скучные или несчастные собеседники.
Наконец машина остановилась. Что говорить? Если ты не знаешь языка, можно показать заранее приготовленную табличку. Можно просто сесть в машину (если водила остановил, то на сто процентов готов куда-то да подбросить) и ждать, где тебя высадят. Если с языком проблем нет, лучше всего спросить у водителя, куда он направляется и вне зависимости от того, что он ответит, полезать в кабину.

Начинать лучше всего с путешествий на не очень большие расстояния. Мы бы порекомендовали начинать путешествие из Варшавы – находится не так далеко от России и к тому же поляки прекрасно понимают русский язык. Правда, Польша вроде бы и не Европа, однако автостоп там практикуется довольно давно, и водители к этому делу привыкли. В последствии можно осваивать более дальние расстояния и усложнять маршруты. Но самое интересное - просто положться на волю случая. Именно так корреспондент «Отдыха» неожиданно для себя самого доехал однажды из Варшавы до Амстердама…

С водителем в дороге надо разговаривать. Всегда. Даже если не знаешь языка этой страны. Просто говори все что угодно, рассказывай анекдоты, поделись последними новостями из России (европейцы это любят) или же просто заведи беседу на любую тему. Не упускай возможности пополнить свой запас знаний новыми историями, сведениями о местных достопримечательностях и дорогах. Преимущество автостопа еще и в том, что он позволяет лучше понять характер данного региона. Путешествуя автостопом, ты получаешь бесплатного гида-водителя, который везет тебя по Европе, травит байки и рассказывает о местных достопримечательностях.

Но внимание: о политике и религии лучше не говорить вовсе – можно легко не сойтись во мнениях и даже получить по шее. Правда, такое за историю автостопа случалось крайне редко.

Бывает, едешь ночью и водитель потихоньку начинает засыпать. Тогда надо предложить ему остановиться на отдых или сменить его, если есть права. Вообще ночной автостоп - это отдельное искусство.

Зацепить кого-то в темное время суток крайне сложно, но тем больше чувствуешь удовольствие, когда, наконец, залезаешь в машину. Главное здесь, чтобы водитель заметил тебя на дороге. Для этого лучше всего использовать налобный фонарик (у нас купить его можно в любом спортивном магазине за 300-400 рублей). Без него шансов на успех практически никаких. Для большего эффекта можно нашить на одежду светоотражающие полосы (СОП) (такие используют полицейские и пожарные). В таком случае тебя будет видно издалека, а водитель может принять тебя за патрульного и обязательно снизит скорость.

Как только показалась машина, пару раз мигаешь ей налобником. Водитель машинально сбрасывает скорость. Ты спокойно смотришь на машину, а в критический момент (водитель уже напряжен: он пытается понять, кто же стоит на дороге и здесь нельзя позволить ему думать о твоем предложении к остановке, он должен принимать решение мгновенно) ты упругим жестом предлагаешь ему остановиться. При этом должна быть абсолютная уверенность в себе и его остановке. Главное - чувство момента и уверенный жест. Тогда успех гарантирован.

Для тех, кто уже готов рвануть по Европе, несколько слов о стопперском быте. Ночевать проще всего в палатке или вообще на открытом воздухе. В городах следует обращать внимание на круглосуточные заведения (телеграфы, больницы, полицейские участки и т.д.) – там вполне могут дать переночевать. В сельской местности можно переночевать в стогу сена или попроситься к кому-нибудь из местных жителей (самое интересное, что пускают - проверено). Если рядом есть действующий монастырь, то стоит принять соответствующий богоугодный вид и идти прямиком туда. Монахи пускают странников практически всегда и в любое время суток.

Когда долго едешь с одним и тем же водителем, он, как правило, с удовольствием пригласит тебя разделить трапезу. В монастырях путешествующих тоже всегда кормят. Кроме того, можно заработать денег на автозаправках или моечных станциях (например, мыть машины, заправлять их и т.д.). Если работать не хочется, можно поклянчить у местных (они редко отказывают). Если вы человек гордый, можно подработать на огородах и получить за это прекрасный горячий обед. Ну, а если совсем ничего не хочется делать, можно стащить несколько яблок из первого попавшегося по дороге сада. Правда, за это можно получить солью в филейную часть, что надолго лишит вас возможности путешествовать автостопом.

Не забудьте взять в дорогу мыло, шампунь и зубную щетку. Проще всего мыться в реках и других водоемах. За $1,5 можно помыться на автомойке (там есть шланги, которые вполне годятся в качестве душа)

И, наконец, последний совет: если вы едете летом, снимайте носки и обувайтесь в сандалии. Водителей тоже надо жалеть.