Затонувшие корабли

В последнее время среди любителей подводного плавания становится популярным экстремальный дайвинг - рэк-дайвинг. Все больше людей привлекают затонувшие корабли, покоящие на морском дне и десятилетиями хранящие неразгаданные тайны.<1--break-->

"Dunraven"

Британский торговый пароход "Данрейвен" был построен в 1873 году в Ньюкастле. В 1876 году следуя из Бомбея в родной порт с грузом хлопка и шерсти на борту, налетел на край рифа Шааб
Махмуд (Sha’ab Mahmoud) в Красном море и загорелся. Пожар бушевал около 13 часов и уничтожил почти весь груз. А полученные в результате столкновения три огромные пробоины привели к тому, что
пароход перевернулся и пошел ко дну.

"Данрейвен" обнаружили в 1977 году, когда производились иследования для нефтяной компании. Группа немецких аквалангистов из местного дайв-центра под руководством
Ховарда Розенштейна исследовала корабль. Они выяснили, что судно имело 82м в длину и 9,7м в ширину. На поверхность было поднято не мало предметов, но название
корабля удалось узнать только два года спустя, прочитав его на фарфоровой тарелке.

"Данрейвен" - это классическое место для дайверов. Очертания корабля, перевернутого и расколотого надвое, видны уже с поверхности воды. Корма находится на глубине около 28 метров. Огромные гребные винты и руль, покрытые кораллами, сразу бросаются в глаза. Через отверстие в правом борту можно проникнуть внутрь. Здесь без фонаря делать нечего - внутри темно. Стая стеклянных рыбок, облюбовавших себе место у парового котла, образуют зеркальную стену, отражающую луч вашего фонаря. Также вы можете встретить огромных групперов, крылаток, рыб-крокодилов, рыбу-льва и скорпену.

Нос корабля сохранился хуже. Он лежит на глубине всего 18 метров. Здесь можно увидеть якорную цепь, сам же якорь отброшен далеко от корабля. Рядом с судном лежат две металлические мачты, густо обросшие кораллами. На одной из мачт сохранилась марсовая площадка.

"Thistlegorm"

Затонувший английский паром "Тистлгорм" ("Thistlegorm") – самое известное судно, покоящееся в Красном море.Этот грузовой корабль, построенный в 1940 году, затонул 6 октября 1941 года. Он был атакован немецким бомбардировщиком Хенкель 111. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров к северо-западу от Рас-Мухаммада в проливе Губал.

Большая часть его носа уцелела и стоит на песчаном дне почти вертикально. Центральная часть кормового отсека превратилась в груду искореженного металла, среди которого можно различить корабельный груз - артиллерийские снаряды. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны - приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.

На останках корабля буйно разрослись колонии мягких кораллов; здесь множество крупных каранксов, косяков люцианов, вымпельных рыб, груперов и прочих видов рыб.

При первом погружении, пройдя над верхней частью кормы на глубине 33 м, можно осмотреть пулемет и зенитную установку - 25 м, двигатель в дальнем конце - 28 м. Возможен также осмотр упавшего с палубы во время взрыва локомотива. Затем следует новый подъем вдоль палубы. 2-е погружение совершается в трюм корабля через грузовую шахту, в носовом трюме находятся винтовки, резиновые сапоги и ящики с медицинскими принадлежностями, а на самом верхнем уровне - мотоциклы BSA и автомобили "Morris". Во втором трюме расположены грузовики "Bedford", мотоциклы и автомобили. В третьем трюме находятся ящики с амуницией и ручные гранаты. В четвертом трюме - гусеничные MK II.

Корабль впервые был обнаружен Жаком-Ивом Кусто в 1956 году во время первой экспедиции на "Калипсо". Кусто документально подтвердил находку некоторыми кадрами своего памятного документального фильма, с тем чтобы широкая публика могла ознакомиться с этим необычным судном.

Сейчас "Тистлгорм" считается самым интересным затонувшим кораблем в Красном море и стал излюбленным объектом для дайверов со всего мира.

Глубины около 20-35 метров.

До глубины 17 метров течение сильное.

Часто плохая видимость. Необходимо иметь при себе фонарь.

"Карнатик"

"Карнатик" ("Carnatic") - построенное в 1862 году английское парусно-паровое торгово-пассажирское судно водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, потерпело крушение 13 сентября 1862 года в районе Суэцкого канала.

После столкновения с рифом Абу-Нухас "Карнатик" сначала прочно сидел на камнях, а затем раскололся на две части. На борту корабля было более 230 пассажиров и членов экипажа. 27 человек были снесены обломками рухнувших мачт в море. Оставшиеся в живых сумели перетащить лодки через риф и поджечь тюки хлопка. Пламя привлекло внимание проходящего мимо корабля "Суматра", который принял потерпевших крушение на борт.

"Карнатик" долгое время оставался неподвижным на коралловом склоне. Вскоре страховой компанией Ллойда была организована спасательная экспедиция под руководством капитана Генри Д. Гранта. В состав группы входили два водолаза. Именно на "Карнатике" была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружения в шлеме.

Погружение на затонувшее судно, где хранился груз золота, было трудным и опасным. Однако в октябре 1869 года один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел добраться до почтовой каюты и поднять на поверхность первый сундук с золотом, всего же было поднято около 32 тысяч фунтов стерлингов из имевшихся на борту 40 тысяч.

В течение нескольких месяцев "Карнатик" стоял на рифе, но в марте 1870 года судно соскользнуло в море, при этом расколовшись на три части. Самый впечатляющий обломок – корма с высоким полуютом и характерно большим винтом.

Угол, образованный кормой и песчаным дном, с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляет замечательную композицию для фотосъемки.

Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой надстройки и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя.

Неподалеку находится носовая часть с прямоугольными каютами, которые также доступны для исследования.

Глубина – от 20 до 27 метров. Течение изменчивое – от слабого до сильного. Сложность погружения - миимальная.

"Крисула К"

"Крисула К" ("Chrisula K") – греческое грузовое судно, затонувшее 30 октября 1981 года у подножия рифа Абу Нухас.

Останки носа корабля напоминают большой утес. Множество обломков в месте кораблекрушения дают основание предполагать, что здесь затонуло еще одно судно. И груз бронзы может с такой же вероятностью принадлежать кораблю, имя которого до сих пор неизвестно.

В результате удара нос корабля разрушился, а сам он опустился на дно правым бортом. Этот огромный корабль впечатляет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас множество впечатлений и эмоций.

Длина судна – 160 м.

Грузоподьемность - 3700 т.

Видимость – отличная.

Течение – переменное.

Название рифа - Абу Нухас, что в переводе с арабского означает "медный" или "бронзовый", связано, вероятно, с грузом судна "Крисула К".

Риф получил и второе название - кладбище кораблей. Недалеко от "Крисулы К" покоится еще одно греческое судно – теплоход "Джаннис Д", затонувший в 1981 году. Он раскололся на две части и опустился на дно правым бортом, после того как шторм разрушил полузатопленный корабль.

Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.

Глубина "рэка" от 4 до 27 метров.

"Ghiannis D"

Греческий теплоход "Джаннис Д" ("Ghiannis D"), затонувший в 1983 году, стал ещё одной жертвой злополучного рифа Абу-Нухас, который не зря называют кладбищем кораблей.

Судно столкнулось с рифом и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.

"Джаннис Д" построен в 1969 году.

Его длина – 100 м.

Водоизмещение – 2.900 т.

Глубина 10-27 м.

Видимость хорошая.

Течение от умеренного до сильного.

Корабль сильно наклонен. Корпус корабля практически не разрушен. Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив нее находится капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь. Гребной винт наполовину ушел в грунт. Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Следует соблюдать крайнюю осторожность при погружении среди металлических конструкций.

"Salem Express"

"Салем Экспресс" ("Salem Express") , построенный в 1966 году, затонул 16 декабря 1991 г. в Красном море, на рифе Hyndman.

Пассажирский паром "Салем Экспресс" направлялся из Порта-Саида в Сафагу. На борту находилось около 690 (по другим данным 1000) пассажиров – паломников из Мекки.

От сильного удара после столкновения 1000-ти тонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы в считанные минуты. Спастись удалось только 180 пассажирам.

Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом с общим уклоном 15° от носа к корме. Он виден уже с поверхности.

Неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа.
Водолазные боты швартуются с восточной стороны судна, и аквалангисты подходят к кораблю со стороны киля.

Корабль лучше осматривать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра - главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы.

Двигаясь вдоль фальшборта, вы попадаете к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь, лежащий на левом борту парома.

Внутрь корабля можно проникнуть через иллюминаторы ходовой рубки и через открытый люк по левому борту. Здесь груды предметов лежат где попало, узкие проходы позволяют дайверам двигаться только друг за другом, поднятая ластами взвесь быстро ограничивает видимость.

Восточнее судна пространство на многие метры усеяно обломками покрытий палубы, шлюпок, такелажа и груза, сброшенного с палуб.

Погружение на "Салем Экспресс" требует серьезной подготовки и определенных навыков погружения на затонувшие объекты.

Длина судна – 110 м.

Водоизмещение – 1.105 т.

Глубина – 10-32 м.

Видимость – слабая.

"Rosalie Moller"

Британский корабль Rosalie Moller (первоначальное название – "Fransis"), построенный в 1910 году, затонул 7 октября 1941 года в северной части Красного моря, в проливе Гопал.

Судно было обнаружено и атаковано двумя немецкими самолетами Хенкель 111. После взрыва авиабомбы корабль пошел ко дну. Трагедия произошла всего через два дня после гибели английского военного транспорта Тистлегорма.

Судно было найдено только в 1998 году в проливе Гобал.

Длина корабля – 108 м.

Грузоподъемность - 3960 тонн.

Глубина – 18-46 м.

Rosalie Moller стоит на дне ровным килем. Корабль практически не разрушен. На дне лежит первый якорь с 200-метровой якорной цепью. Глубина верхней мачты – 17 метров. Корабль стал домом для многочисленных тунцов и груперов.

Долгое время Rosalie Moller оставался неизвестным для дайверов. Информация о месте гибели крабля была недоступна зарубежным и российским аквалангистам. Рэк мало изучен, практически не отснят фото- и видео-операторами.